РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2009/№ 4/

Киносценарий Андрея Белого «Петербург»

.

Авторы
Тэги
.
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
КИНОСЦЕНАРИЙ АНДРЕЯ БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ» Светлой памяти Л. К. Долгополова, моего учителя и друга Поэтика кинематографа Андрей Белый, подобно Л. Толстому <...> Кинематограф восприни мался Белым как «демократический театр будущего», национальное зрелищное искусство — «балаган в благо родном и высоком смысле этого слова». <...> Мистерии и симво листской драме Белый противопоставил кинематограф как высокое искусство, способное объединять разобщен ных в большом городе людей: «Здесь целомудренное ды хание жизни сквозь скудную, скудную обстановку (раз битое пианино, старая дева, меланхолический вальс и собачка, спасающая ребенка). <...> Бело го — античный миф, который был синкретическим искус ством, воплощенном в жесте (танец, пантомима), звуке (опьяняющие толпу звуки «систр и кимвалов», «ворчание дорийской флейты», о которых рассказывал Апулей в «Зо лотом осле», звон кроталов, грохот барабана, нежные зву ки кифары и лиры), краске (цвете) — окраске ритуального одеяния. <...> Все это позволило Белому перевести поэтику романа в киносценарий. <...> Поэтика кинематографа стала необходимой Белому для изображения подсознательной жизни в зрительных образах, мифологизма (прорисовка в лице персонажа черт другого, символическое тождество), геометрической символики, психологических соответствий, мертвенно сти города, маскарадных образов. <...> Например, картина 20я второй части повторит картину 20ю «Про лога». <...> 5я и 6я картины третьей части перенесены в «неизвест ные пространства и неизвестные времена»5 . Из романа перешел бесконечный бег Дудкина по лестнице от черта Шишнарфнэ. <...> Сценически воплотить его невозможно, но на экране бесконечно встающие теневые площадки, по которым бежит Дудкин, художественно реализуются: «...теневые ступени; по теневым ступеням бежит тень Александра Ивановича, Александр Иванович перебегает с площадки на площадку; площадок много; кажется, это бегство продолжается тысячелетия» (л. <...> При переводе <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: