РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2009/№ 4/

Пути и катастрофы русской мысли. Кого будил А.И. Герцен

.

Авторы
Тэги
.
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ПУТИ И КАТАСТРОФЫ РУССКОЙ МЫСЛИ Кого будил А. И. Герцен? <...> Рассказать о Герцене — значит понять, как развива лось радикальное движение в России, понять центр, Работа подготовлена при финансовой поддержке научного фон да ГУВШЭ (грант 08010021). <...> Да и потом именем Герцена клялись как большевики, так и либералы. <...> В общественное сознание крепко была вбита повторенная Лениным мысль Огаре ва, что «Герцен первый снова разбудил наше уснувшее свободомыслие, дал первый толчок нашим потребностям народной свободы и нового гражданского устройства <...> <...> Герцен разбудил самые спящие умы; все ринулись к одной мысли — народного освобождения. <...> Дело могло быть понято так или иначе, но движение уже не могло ос тановиться. <...> Так воз никла поэма Наума Коржавина под тем же названием, что у Огарева и Ленина, — «Памяти Герцена»: Любовь к Добру разбередила сердце им, А Герцен спал, не ведая про зло... <...> 1 292 советские инакомыслы к его последнему тексту «К старо му товарищу», где он выступил против Бакунина, Нечае ва, Огарева, показав увиденный им наконец катастро физм радикального пути. <...> Понемецки это было сформу лировано более жестко, ближе к Бакунину. <...> 2 . Разумеется, оппо ненты Герцена его связь с Бакуниным, Огаревым, призывы к жестокости сумели прочитать достаточно издевательски. <...> Посмеем привести его почти никогда не цитировавшиеся слова: «Русские все скрылись в “письмо тетеньки к Шпоньке”, в обаятельную Natalie и во весь литературный онанизм. <...> Существен на специфика герценовских мыслительных построений: от сутствие категоричности, незамкнутость суждений, их «глубинная противоречивость, антиномичность мысли», что позволяло ему ставить вопросы, не боясь, что он не смо жет дать на них ответа, ибо ответа он ждал и искал в исто рическом движении человечества. <...> Он словно продолжал в эмиграции воевать с францу зами, именно Францию назвав <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: