О направлениях и пределах комментирования художественного текста
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Теория после «теории»
Константин БАРШТ
О НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРЕДЕЛАХ
КОММЕНТИРОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
По поводу статьи К. <...> Исупова1
Вопрос о комментировании художественного текста
возникает в виде гипотетической возможности улучшить
или оптимизировать его восприятие. <...> Ведь не обращая внимания на то, ради чего и
для кого переиздается некий текст, созданный усилиями
предыдущих поколений, невозможно говорить о необходи
мости и формате сопровождающих его примечаний и ком
ментариев. <...> Совершенно не случайно первые практики
комментирования художественного текста, создатели
Полного собрания сочинений Пушкина (1937—1949)—
туры. <...> Создан
ный преимущественно пушкинистами 1930х годов, акаде
мический комментарий шел рука об руку с достижениями
в области теории литературы. <...> , ряда других ученых теория и
практика комментирования художественного текста раз
вивались на материале пушкинского творческого наследия
и также на основе понимания роли этого вида текста в на
учной и художественной коммуникациях. <...> Ведь жанр науч
ного исследования в этом смысле ведет себя так же, как и
жанр литературный, — сползая на периферию или занимая
место в центре системы культуры, в зависимости от уровня
его необходимости и в полном согласии с работами на эту
тему Ю. Тынянова <...> Насколько необходим комментарий как еще
один вид «слова о слове», не избыточен ли он, особенно в
условиях формирования информационного общества, ко
гда отбор информации по степени ее необходимости стано
вится все более жестким? <...> первое Полное собрание сочи
нений Пушкина оказалось изданным без комментариев. <...> Во время такой об
работки происходит уточнение автографа, исправление
типографских ошибок, искажений цензурных и от неумело
го редактирования, немалую роль играет и литературовед
ческая обработка текста, включая комментарий и примеча
ния. <...> Шутки вроде «получения гонорара за умершего
автора» здесь неуместны — ведь для одной <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: