Ужасы войны «глазами жанра». Об английской военной поэзии XVIII-XX
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
УЖАСЫ ВОЙНЫ «ГЛАЗАМИ ЖАНРА»
Об английской военной поэзии
XVIII—XX веков
как патриотический восторг сменился
ужасом и отвращением
Два павших солдата:
Возьмем два стихотворения, в которых речь идет о по
гибших воинах, — «Павший субалтерн» Герберта Эсквита
(«The Fallen Subaltern», 1915) и «Мертвый бош» Роберта
Грейвза («Dead Boche», 1916). <...> Г. Эсквит особенно внимателен к траурному фону и
антуражу, старается не упустить ни одной красивой дета
ли погребального ритуала: вот над мертвым телом, обер
нутым в британский флаг, проплывают осветительные
снаряды; вот в честь него гремят артиллерийские залпы, а
вокруг блестят штыки — то бойцы прощаются с ним, дер
жа свои винтовки прикладами вверх. <...> Грейвза читатель сталкива
ется с другой крайностью: здесь нет ничего, кроме мерт
вого тела, — труп заслоняет весь мир. <...> У Грейвза смерть не
просто «грязна», в ней открывается не просто «отврати
тельная реальность»2
: она внедряется в сознание, пресле
дует воображение — это наваждение, кошмар, невыноси
мый и неотступный. <...> В стран
ном экфрасисе «Мертвого боша» есть чтото от отчета
судмедэксперта или патологоанатома — методичное фик
сирование деталей, установка на точность, бесстрастный
тон. <...> «Павшего субалтерна» и «Мертвого боша» раз
деляет всего год, а кажется — век: между ними пропасть! <...> Но прежде чем отвечать на эти вопросы, стоит просле
дить, какая традиция стоит за стихотворением Эсквита и
какие тенденции исподволь готовят стихотворение Грейв
за. <...> Начнем издалека: как менялось изображение ужасов
войны в английской военной поэзии XVIII—XX веков? <...> 351
как баллада атаковала военную оду
Два «Бленхейма»:
Есть «боковые» литературные темы, которые тем не
менее являются весьма показательными для истории дан
ной национальной литературы. <...> Именно так обстоит дело
с военной темой в английской поэзии XVIII—ХIХ веков. <...> Порой в батальных стихах можно найти ключи к судьбе
отдельных жанров и риторической традиции <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: