"ВЕГЕТАРИАНСКИЕ ДВАДЦАТЫЕ" В "ОБИТЕЛИ" ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА
-
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Новейшая антология
Анна ЖУЧКОВА
«ВЕГЕТАРИАНСКИЕ ДВАДЦАТЫЕ»
В «ОБИТЕЛИ» ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА
Давно ожидаемый «серьезный» роман З. Прилепина <...> Пиро
гова, в русскую литературу не только входят, но в ней ос
таются1
. Не литературоведческое, но жизненное наблю
дение: после создания «Обители» Прилепин изменился
внешне, исчезли бравада и вызов, глубже стал взгляд, пе
чальнее — облик. <...> Появление этого романа, признанного
победителем национальной премии «Большая книга»—
2014, означает, что писатель Прилепин состоялся, что он
не останется одним из талантливых и ярких, но недолго
вечных молодых авторов сегодняшнего дня: создание
«Обители» стало поворотной точкой, после которой об
ратно уже не повернуть и с пути не сойти. <...> «Я прямо скажу: то, что я делаю как прозаик, — не уме
ет никто, или почти никто»2
,— с некоторым провокацион
ным вызовом констатирует автор. <...> Постмодернистский дискурс, отменяя иерархическую
структуру текста, тем не менее также не выходит за грани
цы одной парадигмы — разрушения всех и всяческих ра
мок, упразднения личности, игры как ключевого художе
ственного принципа... <...> Прилепин же позволяет себе не
иметь единого ракурса восприятия, интегрируя в одном
произведении не только разные слои реальности, но и раз
ные способы их понимания. <...> Поэтика прилепинской прозы
оказывается построенной не на подобии, а на различии. <...> В полном соответствии с этим принципом Прилепин
расшатывает краеугольные камни сложившегося на сего
дняшний день восприятия истории, объявляя «благодар
ность» Сталину и эстетизируя Эйхманиса — начальника
Соловецкого лагеря. <...> Но при этом он не призывает снова
сменить цвет с «белого» на «красный» и не оправдывает
практику концентрационных лагерей ни сопоставлением
их с реальностью монашеской жизни, ни квазигуманисти
ческим аристократизмом их основателя Эйхманиса. <...> Рас
ширяя дихотомию белочерного взгляда на мир, Прилепин
разворачивает перед нами не две <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: