РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2009/№ 3/
В наличии за
60 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

Гоголь — экономист. Второй том «Мертвых душ»

.

Авторы
Тэги
.
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Гвидо КАРПИ ГОГОЛЬ — ЭКОНОМИСТ Второй том «Мертвых душ» тался суммарно определить «двойную цепь» развития идеологических и поэтических форм, сложившихся в Рос сии в первой половине XIX века, — их «изоморфность», по Пьеру Бурдье 2 В некоторых моих недавних исследованиях1 я попы , — в тесной связи с экономической де градацией главного носителя письменной культуры — среднепоместного дворянства. <...> Я пришел к следующему выводу: если у Пушкина кризис поместного дворянства еще мог даваться через восприятие проблематического, но все еще полномасштабного героя (Евгений Онегин, Гри нев, Дубровский, Евгений «Медного всадника», нако нец — автоописания самого Пушкина в его поздней лири Carpi G. <...> Appunti per una storia sociale della letteratura russa // Gli studi slavistici oggi in Italia. <...> 2000. ке), то уже у Гоголя социальная маргинализация мелкого провинциального дворянства выливается в антропологи ческий упадок. <...> Белого 3 . Удрученный кризисом собственного сословия, Пушкин начал сдвигать свой социальный идеал назад в прошлое, в своего рода «золотой век» поместного дворянства, относи мый примерно к елизаветинскому царствованию (1740— 1760); Гоголь смещает «идеальный» хронотоп еще глубже в историю (к временам казаков Тараса Бульбы, героев Го мера) или в недостижимое «далёко» (римская чернь, ис панский плебс, кавказские черкесы, кочевые калмыки с нижней Волги), окончательно лишая его всякой конкрет ности. <...> Например, то, что делает наследие Гомера актуаль ным и целительным для разрозненного и судорожного со временного мира — «это строгое почитание обычаев, это благоговейное уважение власти и начальников, несмотря на ограниченные пределы самой власти, эта девственная стыдливость юношей, эта благость и благодушное безгне вие старцев, это радушное гостеприимство, это уважение и почти благоговение к человеку, как представителю образа божия, это верование, что ни одна благая мысль не зарож дается в голове его без верховной воли высшего <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: