РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2009/№ 3/
В наличии за
60 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

Архетипы без Юнга. Из глубин психоанализа к поверхности массовой культуры

.

Авторы
Тэги
..
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Теория после «теории» Денис СОБОЛЕВ АРХЕТИПЫ БЕЗ ЮНГА Из глубин психоанализа к поверхности массовой культуры Уже почти сто лет проблема архетипов находится в фокусе психологических, антропологических и гумани тарных исследований. <...> Однако, как мне кажется, структуралистская и особенно постструктуралистская позиции, требующие полного отказа от всякого обсужде ния темы «архетипов», также страдают чрезмерным ра дикализмом; и полностью отказаться от этого понятия — наподобие того, как это произошло в западной культуро логии — будет ошибкой. <...> Не только солнце и луна, история ге роя или образ старого мудреца, но и национальные символы, образы пола и рождения, Атлантида и «город на горе», каменная голова Ленина или фотографии ворот Освенцима относятся к таким символам. <...> Подобные сим волические формы и нарративные формулы или паттер ны (patterns) отсылают индивидуума к чрезвычайно ши роким полям коннотативных значений и коллективного опыта. <...> Оно требу ет осознания культурной сформированности подобных «архетипических» форм, значение которых может ме няться на протяжении времени (например, отношение к государственным символам) при сохранении и самой формы, и ее архетипического характера. <...> Говоря совсем кратко, так называемые «архетипы» яв ляются не универсальными сущностями, но скорее функ цией в конкретном культурном и социальном контексте в его историчности. <...> Поэтому в дальнейшем я буду чаще го ворить о «функции архетипизации», а не об «архетипах» как таковых. <...> Более того, подобной архетипизации подле жит гораздо более широкий спектр культурных элемен тов и явлений, нежели Юнг был готов допустить не толь ко на раннем, но и на позднем этапе развития своей теории. <...> К числу таких элементов, кроме собственно сим волов, принадлежат и символические формы с варьируе мым значением, обряды, ритуалы, «бродячие сюжеты» и, вероятно, некоторые другие нарративные элементы. <...> Я постараюсь <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: