Чувственное искушение слов. Бунин. «Жизнь Арсеньева. Юность»
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
одного произведения
Над строками
Золтан ХАЙНАДИ
ЧУВСТВЕННОЕ ИСКУШЕНИЕ СЛОВ
Бунин. <...> Юность»
La memoire est d’essence corporellе1
Paul Valеry
.
Интенсивное изображение русской литературой чув
ственных явлений действительности, когда читатель подвер
гается воздействию чувственной аналогии понятия, почти вы
падает из поля зрения исследователей. <...> Между тем эта сторона
русского романа прослеживается от Гоголя до Бунина и Пас
тернака. <...> Русские писатели стремятся ввести читателя не толь
ко внутрь душевных переживаний — религиозное просветле
ние, ощущение влюбленности, титаническое потрясение пере
живания смерти, — но и в такие первобытные переживания,
которые мы чувствуем, ощущая запах, вкус или осязая чтоли
бо. <...> Они исходят из того, что искусство является выражением
чувства, а переживание — один из важнейших способов позна
ния жизни. <...> .
253
бразительность, словесная чувственность, которой так славна
русская литература»2
, — пишет Бунин в «Жизни Арсеньева». <...> Различные импрессии и выражения чувств — магия цвета, ли
тургия звуков, оргия запахов и вкусов, сенсибилизация осяза
ния и синхронность всего этого — в романе Бунина, удостоен
ном Нобелевской премии, составляют, наверное, наисовер
шеннейшее образное единство, анализ которого и является це
лью настоящего исследования. <...> Не только запечатленные художником идеи и мысли спо
собны охарактеризовать эпоху, но и ее звуки, цветовая гамма,
ароматы, вкусовой букет, которые глубоко коренятся в мире
вкусов и мыслей данной эпохи. <...> Зрение и осязание — элемен
ты пластического аполлонийского искусства, слух, обоняние
и ощущение вкуса — дионисийского. <...> По мнению Мережковского, «ясновидец плоти»
Толстой обладал богатой визуальной силой воображения, а
«ясновидец духа» Достоевский — утонченной аудитивной, что
проявлялось в том, что его героев мы слышим, а толстовских
почти видим глазами души. <...> Человек погружен в мир, но и мир, воспринимаемый пя
тью чувствами <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: