РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2010/№ 6/
В наличии за
60 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

В ситуации нравственного цугцванга. Опера Цезаря Кюи «Пир во время чумы»

.

Авторы
Тэги
..
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Александр СЕЛИЦКИЙ В СИТУАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ЦУГЦВАНГА Опера Цезаря Кюи «Пир во время чумы» Памяти Мориса Бонфельда Когда опера (театральный спектакль, кинофильм и т. д.) рождается на основе литературного произведения, она становятся явлением не только «своего» искусства, но и фактом истории литературы. <...> Даже если либретто ра зительно отличается от литературного оригинала, а таких случаев — решительное большинство. <...> Хрестоматийные примеры — «Кармен» Бизе или «Пиковая дама» Чайков ского, где от новеллы Мериме и повести Пушкина, как го ворится, не осталось камня на камне: введены одни персо нажи и убраны другие, перекроен сюжет, изменены мотивировки поступков. <...> Есть, однако, в истории музыки образцы и иного рода, не столь многочисленные, но более чем любопытные, ко гда композитор отказывается от переделки первоисточ ника, то есть от его адаптации к традиционным нормам оперного жанра, и берет литературное произведение в ка 294 честве готового либретто. <...> Впервые такой революцион ный шаг сделал Даргомыжский в своей «лебединой пес не» — опере «Каменный гость» (1866—1869). <...> После дол гого перерыва за ним последовали РимскийКорсаков с «Моцартом и Сальери» (1897), Кюи с «Пиром во время чумы» (1900)1 , Рахманинов со «Скупым рыцарем» Но если подлинный литературный текст сохранен, во прос о его композиторском прочтении приобретает инте рес особый — одни и те же слова можно распеть поразно му, а ведь есть еще ресурсы оркестровые и прочие, есть целостная музыкальная драматургия... <...> Таким образом, «маленькие трагедии» Пушкина породили целое направление русской оперы (что, в свою очередь, делает их фактом истории музыки2 ). <...> Да и сам облик Цезаря Антоновича при ближайшем рассмотрении лишается однокрасочности. <...> «...Но нет ли в этом заслуги Пушкина в значительной степени?» — скромно, но с достоинством задавался он риторическим вопросом3 . Перефразируем вопрос посвоему: не был ли Пушкин «повинен» и в неуспехе <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: