Дом vs. Наружность. О романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
А подруго
му — как если приходишь в новую школу посреди учебно
го года и пытаешься влезть во все это, сообразить, куда ты
попал»1
. Рассуждения критиков по поводу этой книги воз
никали преимущественно из экстралитературного опыта,
из личного, жизненного: «большая» литература и должна
апеллировать к жизни. <...> Любопытно, что в тот же год, что и
роман Петросян, вышел еще один, который вызвал гораз
до более неоднозначную реакцию, но имел столь же оглу
шительный успех, — «Каменный мост» Александра Тере
хова, — и некоторые оценки этих книг, при совершенной
их между собой непохожести, были почти идентичными. <...> Авторы — совсем не
активные участники литературного процесса, каждый из
них писал книгу более десяти лет, в результате получи
лось нечто, не вписывающееся в модное слово «тренд» и
тем самым бесконечно привлекательное: «“Дом, в кото
ром...” возник как будто из некоей реальности, параллель
ной всему, что можно было бы назвать отечественным ли
тературным процессом, т.е. литературой, условно говоря,
“большой земли”... <...> Не зачисленная ни в какие сто
личные тусовки и группировки, никому не известная
писательница стала реальным воплощением вечной исто
риколитературной утопии — подтверждением автоном
Рождественская Ксения. <...> // http://www.openspace.ru/literature/events/ de
tails/13435/?expand=yes#expand
1
170
ности литературы, противопоставленной в той или иной
степени “управляемым” моделям литературной ситуации,
будь то навязанный сверху соцреализм, или заботливо вы
ращенный в инкубаторе реализм “новый”, или коммерче
ский культ бестселлера»2
Книга Петросян шероховата, композиционно несо
вершенна, порой подчеркнуто непрофессиональна, но
именно этой неотточенностью и искренностью она и при
влекает читателя. <...> А с
живыми людьми — иногда сложно, иногда скучно, но все
таки интересно. <...> Отсюда и ощущение пу
гающей непривычности, о котором говорили столь мно
гие, и резкое отторжение, и абсолютный восторг, избы <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: