Ф.П. РАМСЕЙ О ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ СМЫСЛЕ АКСИОМЫ БЕСКОНЕЧНОСТИ
По мнению авторов, основное в трансцендентальном аргументе Рамсея заключается все-таки в том, что аксиома бесконечности трактуется как тавтология. Экстенсиональные функции действительно не играют демонстративной роли, но являются лишь приспособлением для реализации программы логицизма. Однако в трансцендентальном аргументе это не главное. Главное как раз в том, что аксиому бесконечности можно представить как тавтологию. И именно возможность записать ее в качестве тавтологии в разных способах представления свидетельствует в пользу её трансцендентальной истинности.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
РАМСЕЙ О ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ СМЫСЛЕ АКСИОМЫ БЕСКОНЕЧНОСТИ* Суровцев В.А., Эннс И.А. <...> По мнению авторов, основное в трансцендентальном аргументе Рамсея заключается все-таки в том, что аксиома бесконечности трактуется как тавтология. <...> Экстенсиональные функции действительно не играют демонстративной роли, но являются лишь приспособлением для реализации программы логицизма. <...> Главное как раз в том, что аксиому бесконечности можно представить как тавтологию. <...> Ключевые слова: логика, аксиома, бесконечность, функция, Рамсей В одной из заметок Ф.П. Рамсея, озаглавленной «Бесконечность», есть следующий пассаж: «1. <...> Аксиома бесконечности у Рассела состоит в том, что существует бесконечное число различимых вещей. <...> Во-первых, что означает применительно к аксиоме термин «эмпирический», особенно если это касается математической аксиомы, пусть и в трактовке Рассела? <...> В.А. Суровцев, И.А. Эннс
понимать термин «трансцендентальный» и что он может дать для понимания
позиции самого Рамсея? <...> При этом логика сохраняет аналитический характер, т.е. не выходит за
рамки тождественных преобразований в структуре знаковой системы. <...> Но если мы обращаемся к аксиоме бесконечности, утверждающей, что
в мире существует бесконечное число вещей, все оказывается не так
просто. <...> Как показывает Рассел, то, что содержательно утверждает аксиома
бесконечности, не может быть введено чисто аналитически, поскольку
приводит к логическим противоречиям (в частности, к парадоксу Рассела). <...> Априорные конструкции, вводящие идею бесконечности,
грешат либо смутностью употребляемых при этом понятий,
либо неправильно трактуемыми отношениями между понятиями
и подпадающими под эти понятия объектами. <...> Ф.П. Рамсей о трансцендентальном смысле аксиомы бесконечности
63
одной вещью. <...> Рамсей четко осознает эти особенности подхода Рассела, и именно
поэтому аксиому бесконечности в такой интерпретации он считает эмпирической. <...> Трансцендентальный
смысл аксиомы, с которым <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: