ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ФОРТЕПИАННЫХ ТОККАТАХ А. ЧЕРЕПНИНА
В предлагаемой статье рассматриваются индивидуальные особенно-
сти фортепианного стиля А. Черепнина. Материалом послужили две токка-
ты, написанные композитором в 1921–1922 годах.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Кюи
«7 дуэтов-хориков для детских и женских
Рубан Н. Л., 2014
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ФОРТЕПИАННЫХ
ТОККАТАХ А. <...> ЧЕРЕПНИНА
В предлагаемой статье рассматриваются индивидуальные особенности
фортепианного стиля А. <...> Ключевые слова: Александр Черепнин, токката, фортепианная музыка
ХХ века, жанровые и стилевые традиции, композиторы русского зарубежья
Важнейшей задачей современного исполнительства
и фортепианного образования
является обогащение концертного и педагогического
репертуара произведениями «малоизвестных»
авторов. <...> Черепнин1
(1899–1977) — талантливый
композитор, пианист, один из видных
представителей русского музыкального зарубежья. <...> В то же время за рубежом
его имя до сих пор популярно: произведения
композитора активно включают в репертуар
и записывают на диски ведущие европейские
и американские исполнители2
.
Ранний период творчества А. <...> Интенсивная концертная
жизнь обоих городов напрямую стимулировала
его фортепианное творчество (как
исполнительское, так и композиторское). <...> 18), композитор именно в
Тифлисе впервые обращается к жанру токкаты. <...> Черепнина в большей степени
можно соотнести с токкатами И. С. Баха, а не
с чисто виртуозными произведениями этого
жанра» [5, p. <...> Влияние баховской традиции ощущается
прежде всего по отношению к форме
и темообразованию. <...> Подобно клавирным и
органным токкатам великого немецкого комПример <...> Свободное развитие материала приводит к
формированию основной темы, структурно и
мелодически также близкой темам баховских
токкат. <...> Интонационно тема токкаты 1 вырастает
в тему фуги (средний раздел — sostenuno). <...> Главную тему, как и всю фугу, характеризует
вокально-лирическая пластика и хроматическое
движение. <...> И. С. Бах Фуга из Фантазии d-moll
В коде лирическая тема фуги преобразуется
и звучит как торжественная кульминация
всей пьесы. <...> И. С. Баха контраст связан с изменением темпоритма,
размера, образной характеристики
фуги, то А. <...> Черепнин значительно усиливает
его за счёт смелого <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: