РИТОРИЧЕСКОЕ СЛОВО «ЖИТИЯ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА И ТРАДИЦИЯ БЛЕЗА ПАСКАЛЯ: В ПОИСКАХ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
Сопоставление «Жития» протопопа Аввакума и «Апологии христи-
анской религии» Паскаля позволяет говорить о присутствии в обоих текстах
риторического слова, опирающегося на тексты Священного Писания. Стиле-
вое богатство произведений не исключает возможности перехода от ритори-
ческого слова к слову свободному.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4 (34) 2014
Кирнозе З. И., Кашлявик К. Ю., 2014
РИТОРИЧЕСКОЕ СЛОВО «ЖИТИЯ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА
И ТРАДИЦИЯ БЛЕЗА ПАСКАЛЯ: В ПОИСКАХ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
Сопоставление «Жития» протопопа Аввакума и «Апологии христианской
религии» Паскаля позволяет говорить о присутствии в обоих текстах
риторического слова, опирающегося на тексты Священного Писания. <...> Стилевое
богатство произведений не исключает возможности перехода от риторического
слова к слову свободному. <...> Ключевые слова: риторика, поэтика, свободное слово, житие, вера,
текст, апология, стиль
«Житие» протопопа Аввакума далеко выходит
за пределы художественной прозы: это
религиозный текст и текст политический, и апология
христианской веры, и покаянная исповедь. <...> По языку и по стилю «Житие» существенно отличается
от «Апологии христианской религии» Паскаля. <...> Этот мотив вырастает в творчестве Паскаля
в тему отказа от традиционной умной риторики
в пользу подражания риторике Иисуса Христа. <...> И «Житие» протопопа Аввакума, как и
сочинение Паскаля, далеко выходит за пределы
художественной прозы: это и религиозный текст,
и текст политический, и апология христианской
веры, и покаянная исповедь. <...> «Риторика — наука об ораторском искусстве
и шире — о художественной прозе вообще»
[4, с. <...> Как известно, классическая риторика делилась
на пять частей: нахождение содержания и перечень
доказательств, расположение материала, его
деление, изложение своего взгляда, опровержение
противников, авторское заключение. <...> Высокая риторика «Жития» как и «Апологии
христианской религии» определяется тем, что
авторы выступают от лица всех истинно верующих. <...> Думается, что именно здесь
главный стилистический слой «Жития», а не «интимная
дружеская беседа», как писал В. В. Виноградов
в работе «О задачах стилистики», излагая
наблюдения над стилем «Жития» протопопа
Аввакума [3]. <...> Здесь представляется чрезвычайно важной
мысль о смысловых гнездах-символах <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: