РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2015/№ 2/

СПЛЕТНЯ КАК МЕХАНИЗМ АВТОРЕФЛЕКСИИ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО "БЕСЫ" И ДЖОРДЖ ЭЛИОТ "МИДЛМАРЧ"

-

Авторы
Тэги
-
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Татьяна ПИРУССКАЯ СПЛЕТНЯ КАК МЕХАНИЗМ АВТОРЕФЛЕКСИИ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» И ДЖОРДЖ ЭЛИОТ «МИДЛМАРЧ» Сплетня как жанр: определение и функции Сплетня — неоднозначный речевой жанр, предполагаю щий заведомую субъективность или недостоверность со общаемых сведений и в то же время доверие или хотя бы интерес к ним собеседника как необходимое условие диа лога. <...> Возможна си туация — именно она и будет в дальнейшем предметом на шего внимания, — когда литература вбирает в себя жанр сплетни, делая его предметом рефлексии и одновременно инструментом саморефлексии. <...> В обоих случаях немаловажно, что «драма сплетни» раз ворачивается в пространстве провинциального города — бе зымянного у Достоевского и награжденного у Элиот смутнозначащим (отсылающим к «срединности») именем Мидлмарч. <...> Это пространство ограничивает возможности связи с внешним миром, но делает тем более интенсивными внутренние «каналы сообщения», по которым непрерывно передаются слухи. <...> Наконец, сплетня здесь не только способ общения персонажей, но и модус самовыражения рассказ чика (в «Бесах») и повествователя (в «Мидлмарче»), а косвенно — предмет также и авторских размышлений. <...> «Ненадежности» рассказчика в «Бесах», обусловлен ной его плотной вовлеченностью в городские сплетни, уде ляли внимание многие исследователи: обсуждались источ ники, на которые он опирается2 событий и поступков в романе3 , сложная мотивация , «установка на недостовер 2 Moore Gene M. The Voices of Legion: The Narrator of The Pos sessed // Dostoevsky Studies. <...> 5. ность изложения» в контексте «детективного сюжета»4 . Двойственное положение хроникера — одновременно рас сказчика и персонажа — воспринимается в работах, посвя щенных «Бесам», поразному: например, Ральф Мэтлоу говорит о хроникере как об активном участнике описывае мых событий5 , в то время как, по мнению русского прозаи ка, эссеиста и переводчика Бориса Хазанова, хроникер не только «не действующее <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: