К. Ф. Э. БАХ В ИСТОРИИ КАДЕНЦИИ СОЛИСТА
В статье впервые в отечественном музыкознании рассматриваются
особенности каденций солиста, принадлежащих К. Ф. Э. Баху, их положение
в истории этого музыкального явления в XVIII – начале XIX века. Анали-
зируя множество дошедших до нас образцов каденций «берлинского» Баха
и его высказывания о данном музыкальном феномене, автор обосновывает
идею индивидуальности стиля каденций мастера (интонационное содержа-
ние, размеры, тональный план, метроритмический рисунок, темповый про-
филь, фактура) в сравнении с импровизационными вставками его старших и
младших современников — И. С. Баха, А. Вивальди, П. Локателли, с одной
стороны, и В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена — с другой.
Ключевые слова: К. Ф. Э. Бах, каденция солиста,
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
К. Ф. Э. БАХ В ИСТОРИИ КАДЕНЦИИ СОЛИСТА
В статье впервые в отечественном музыкознании рассматриваются
особенности каденций солиста, принадлежащих К. <...> Анализируя
множество дошедших до нас образцов каденций «берлинского» Баха
и его высказывания о данном музыкальном феномене, автор обосновывает
идею индивидуальности стиля каденций мастера (интонационное содержание,
размеры, тональный план, метроритмический рисунок, темповый профиль,
фактура) в сравнении с импровизационными вставками его старших и
младших современников — И. С. Баха, А. <...> Ф. Э. Бах, каденция солиста, история музыки
XVIII – начала XIX века
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)
вошел в историю музыки как смелый новатор
и экспериментатор. <...> Отталкиваясь
от этой самой общей схемы, хотелось бы
попытаться изучить роль композитора в исто60
рии
развития такого специфического феномена
музыкального искусства, как каденция солиста. <...> Инструментальный
концерт переживал
в это время период бурного развития. <...> принадлежит более 50 инструментальных
(в основном клавирных) концертов
и около 200 сонат, в которых, согласно традициям
тех времен, вставлялись импровизационные
по характеру каденции. <...> И хотя такой
аспект музицирования, как каденция солиста,
может показаться достаточно локальным, он
по-своему важен и практически значим (как
тогда, так и сейчас), и вместе с тем остается,
к сожалению, малоизученным в отечественном
музыкознании. <...> Флейтовый трактат
Кванца, в котором целая глава посвящена каденции
солиста, вышел в свет в 1752 году — на
год раньше, чем вышла из печати первая часть
клавирного руководства «берлинского» Баха <...> Ф. Э. Бах кратко
описал позднее во второй части своего «Опыта
об истинном искусстве игры на клавире» <...> (1762), давая подробные советы аккомпаниатору
на все случаи жизни, дабы он был во всеоружии
в любой ситуации: и когда «у исполнителя
нет охоты остановиться на каденции, несмотря
на знак ферматы», и когда «для создания должного
аффекта» он играет украшенную <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: