БЕРДЯЕВ О ДОСТОЕВСКОМ: ТЕОДИЦЕЯ И СВОБОДА*
Автор рассматривает одну из ключевых проблем философской мысли, в том
числе и российской, – проблему теодицеи и свободы. Первым поставил в России
эту проблему Достоевский. Анализируя его творчество, Бердяев принимает его
позицию, что Бога можно оправдать только через свободу. Но это действие личности.
В ХХ в. массы (в нацизме и большевизме) вышли из поля свободы, а потому
и из пространства, где решаются нравственные проблемы.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 4/2014
Из истории отечественной философии
БЕРДЯЕВ О ДОСТОЕВСКОМ: ТЕОДИЦЕЯ И СВОБОДА* <...> В.К. КАНТОР
Одна из самых известных фраз Достоевского (из письма к брату
1839 г.): «Человек есть тайна. <...> Но и в самой глубине, на самом дне, в бездне
остается человек, не исчезает его образ и лик»1
.
Бердяев не раз отмечал, и справедливо, что он наследует традицию
славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и
Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие
миросозерцаний, и, более всего – Достоевского и Л. Толстого <...> И мой универсализм, моя
вражда к национализму русская черта»2
. Поразительно при этом, что
ориентированная националистически в эту эпоху Европа признавала
именно в Бердяеве голос России и православия. <...> Соотечественники, признавая значение
Бердяева, постоянно подчеркивали, что отнюдь не Бердяев выразитель
русского духа, тем более – русского православия, и лишь смерть
философа, бунтовавшего против всех коллективных и социально
жестких структур, включая и эмигрантское православие (об этом
позже), примирила с ним, показав истинное значение умершего. <...> Достоевский
действительно не отражал быт, он выражал смысл русского
миропонимания, которое было не узко национальным (как, скажем,
у Льва Толстого), а «всечеловеческим», как у Пушкина, ибо опирался
Бердяев на европейскую мысль (даже полемизируя с ней), на Канта
и Гегеля, на Шекспира, Гофмана, Бальзака. <...> Стоит отметить одно соображение
Бердяева: «Наша духовная и умственная история XIX в. разделяется
явлением Достоевского. <...> Явление Достоевского означало, что в России
родились новые души. <...> Между славянофилами и идеалистами 40x
годов и духовными течениями начала XX в. лежит духовный переворот
– творчество Достоевского»4
. Как писали многие, в том числе и
западные мыслители, «в конечном итоге действия героев Достоевского
определяются религиозными силами и мотивами, под влиянием
54
Из истории отечественной философии
которых и принимаются те <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: