Из цикла стихов "Песни":Чудодей песни
Статья Б. Филиппова "Чудодей песни" посвящена исследованию жизни и творческого наследия Н. А. Римского-Корсакова, о котором великий Шаляпин сказал следующее: "В Римском-Корсакове, как композиторе, поражает, прежде всего, художественный аристократизм. Богатейший
лирик, он благородно сдержан в выражении чувства, и это качество придает прелесть его творениям".
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Таковы излюбленные
героини Римского-Корсакова: Олинька «Псковитянки»,
Марфа «Царской
невесты», Паночка «Майской
Наброски о Н. А. Римском-Корсакове
Солнце! <...> И льются песни, то
задушевные, то загульные, то заунывные, то разухабистые,
и лукавые берендеи и ленивые берендейки —
стройные девушки и крепко сколоченные парни, завистливые
старухи и мудрые поседелые старцы — славят
животворящее и плодоносящее солнце, растопившее своими
лучами весеннюю не^кность и юную, девственную
душевность — милую сказку — Снегурочку .. <...> И Царевна Лебедь в «Сказке о Царе Салтане» поет,
что «для святых чудес я сошла с небес», и Сирин и Алконост
вещают в преображенном райском Граде Китеже:
«Время кончилось — вечный мир настал ... <...> » Ибо время
— начало смерти и небытия (прошлого уже нет, будущего
еще нет, а настоящее — неуловимый миг, граница
прошлого и будущего .. .), разъединяющего и мучительного. <...> Как Купаве в «Снегурочке», как Любаве в «Садке», как
Любаше в«Царской невесте», как Ганне в-«Майской ночи»,
как Вере Шелоге, как многим, очень многим пригожим
и страстным девушка.м и женщинам — ей, красоте,
явной и признанной, ясной и прямой — нечего таиться
от солнца разума — разума дневного и повседневного. <...> Поэтичность и есть
способность прикоснуться к заповедной музыке стихий,
к гармонии сфер, к затаенной духовной сущности бытия. <...> Ибо ясно, что мы не могли
бы познавать ничего из того, что есть и познается нами,
если бы она (эта природа — гармония) не была внутренне-присуща
вещам, из которых составлен мир, —
предельным и беспредельным. <...> .
Как перекликаются с этим фрагментом Лосский и
Тютчев, Пушкин и Римский-Корсаков! <...> Поверил
(Он) алгеброй гармонию .. .
и утратил озарение подлинного ведения подлинной гармонии
— гармонии мира. <...> И
создается самая злая, пожалуй, во всей мировой музыке
партитура — «небылица в лицах» — Золотой Петушок,
в которой горячечное старческое вожделение к царице
миража — Шемаханской Царице ^ так же бесплодно,
как и разум <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: