ВСЕГДА ЛИ «КУЛЬТУРА ИМЕЕ Т ЗНАЧЕНИЕ»? О ПРОДУКТИВНОСТИ КУЛЬТУР-ЦЕНТРИЧНЫХ ПОДХОДОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ
В современной российской политологии существует явная тенденция к абсо-
лютизации роли культурных и ценностных факторов в политических процессах.
В частности, именно политической культурой зачастую объясняются проблемы
с построением демократии в постсоветской России, установление тоталитарного
режима в СССР и т.д. Однако автор статьи полагает, что переоценка культурных
факторов в политике вряд ли является продуктивной, и при ближайшем рассмо-
трении политико-культурный подход нередко демонстрирует ограниченность
своей методологии.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 5/2014
ИСТОРИЯ И СОВРеМеННЫЙ МИР
Философские основания политики
ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИЧеСКИе НАУКИ
Редакция продолжает публиковать материалы, посвященные соотношению
философии и политических наук. <...> В публикуемой работе Д.Э. Летнякова «Всегда ли “культура имеет
значение”? <...> О продуктивности культур-центричных подходов в политической
науке» рассматривается один из таких ключевых факторов,
а именно – роль и значение культурной специфики, на которую в
последнее время списывается очень многое в неудачах политической
модернизации современной России. <...> Д.Э. ЛЕТНЯКОВ
В 2000 г. в США был опубликован известный сборник под на. <...> Постулируя главный
званием «Culture matters: How values shape human progress», переведенный
спустя два года на русский язык1
,
тезис, выраженный в заголовке коллективного труда, его авторы
имели в виду, что культура есть «главный (хотя и не единственный)...
фактор социального, политического и экономического развития»2
а потому, если мы хотим понять процессы, происходящие в какойлибо
стране, мы должны обратить внимание прежде всего на ценности,
культурные установки, особенности менталитета, присущие
данному обществу. <...> При этом большинство участников сборника
все-таки постаралось занять более или менее взвешенную позицию,
оговариваясь, что культуру неправильно рассматривать в качестве
«независимой переменной» общественного развития, что она сама
102 Философские основания политики может меняться под воздействием социально-экономических и политических трансформаций и что, таким образом, существует взаимное влияние: с одной стороны, культурных установок на политику и экономику, с другой – политики и экономики на культурные установки и ценности. <...> Ландес в своей статье доказывал, что «главная мысль, которую можно вывести из истории экономики, заключается в том, что почти все в ней объясняется культурой»3 бопытно, что в качестве одного из подтверждений своего тезиса он ссылается на пример <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: