РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Философские науки/2014/№ 6/
В наличии за
150 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

«КУЛЬТУРА НЕВОЗМОЖНОГО»: СМЕНА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ*

В статье обсуждается природа факторов, обусловливающих определенные ограничения познавательной деятельности на разных уровнях научного иссле- дования. В связи с этим вводится понятие универсальных «культурных матриц», одна из которых ориентирует людей на преимущественное внимание к «возмож- ному будущему», тогда как другая определяет интерес к изучению «возможного прошлого».

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
С.С. ГУСЕВ Лозунг: «для нас ничего невозможного нет» долгое время был одной из главных идеологических установок, определявших человеческое отношение к жизни. <...> Такая установка оформлялась в процессе совершенствования средств человеческого воздействия на окружающий мир, подкрепляясь на протяжении XIX и XX столетий теми успехами, которые определяли функционирование научного познания в этот период. <...> Новые открытия, совершаемые учеными, порождали убеждение в том, что расширение знаний об устройстве окружающей действительности позволит человечеству решить любые задачи, возникающие перед ним. <...> Быстро развивающаяся наука воспринималась в качестве наиболее полного и эффективного воплощения Разума, а все донаучные формы мышления оценивались как незрелые варианты, лишь подготавливавшие почву, на которой сформировались средства и методы, составившие содержание научного познания. <...> Одной из таких традиций прошлого является как раз убеждение в способности людей преодолеть любые ограничения, налагаемые на них внешним миром. <...> По своей глубинной сути истоки этого коренятся в донаучном мифологическом сознании. <...> 82 Когнитивные исследования в мифе для осуществления любых событий, для достижения любой цели достаточно пожелания. <...> Один из крупнейших исследователей древнего мышления видел отличие реального мира от мира мифа в том, что если первый является «соединением необходимостей», то второй есть воплощение свободы, поскольку представляет собой «соединение желаний»1 . В образах, создаваемых мифологическим мышлением, идея создания специальных инструментальных средств, обеспечивающих достижение желаемого результата, поначалу не возникала. <...> Сама же мысль о построении летательного аппарата в мифологическом сознании отсутствует. <...> Фантазия древних людей как бы «заготавливала» идеи, лишь впоследствии воплощаемые в различных технических устройствах. <...> Поэтому и основой познавательных актов в древности <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: