СХЕМА ПОНЯТИЯ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ СТРУКТУР СОЦИАЛЬНЫХ систем
В статье обосновывается, что схемы понятий могут быть методом познания
структур организаций (учреждений) и социальных институтов. Представление в
виде визуального конструкта реальных определений понятий этих социальных си-
стем рассматривается автором как эффективный способ выяснения сущности орга-
низаций (учреждений) и социальных институтов.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 6/2014
Когнитивные исследования
СХЕМА ПОНЯТИЯ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ
СТРУКТУР СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ <...> Е.И. ПОЛТАВСКАЯ
Среди интеллектуальных конструктов, способных, так или иначе,
отображать действительность, есть схемы, которые относят к идеальным
знаковым моделям. <...> Г.П. Щедровицкий и С.В. Попов охарактеризовали схемы как
«способы онтологизации и построения понятий, а также организации
эффективной коммуникации»1
. Вдумаемся в эту фразу и будем рас.
суждать,
опираясь также на Канта, согласно которому схемы лишь
«представляют вещи так, как они являются», а не «как они существуют»2
Если схема есть способ построения понятий, то она может использоваться
для визуализации его (понятия) сути как метод проявления
той системы знаний о предмете, которую синтезирует наш рассудок
в результате неэмпирической априорной деятельности из хаоса, воспринимаемого
нашими органами чувств, и систематизирует наш разум
в понятии, соотнося его с категорией. <...> Таким образом,
в результате деятельности первой системы создается некий продукт
труда, реализация которого во внешнюю среду второй системе является
смыслом существования первого целого. <...> В данном тексте за основу взято определение смысла в Новой
философской энциклопедии: смысл – это «внеположенная сущность
феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более <...> Схема понятия как метод познания структур...
широким пластом реальности»3
93
. Феномен бессмыслен, абсурден,
если такая сущность не найдена. <...> Понятие «смысл существования» в
данной работе – лишь представление об общем принципе познания,
который конкретизируется для неживых, живых, социальных систем
и отдельного человека. <...> Однако если трактовать
понятие «смысл существования» как один из принципов, регулирующих
познание, то его не только правомочно применить ко всем системам –
и неживым, и живым, и социальным, и к отдельному человеку, но и
принять, что такую внеположенную сущность феномена, оправдывающего <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: