РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Философские науки/2014/№ 7/
В наличии за
150 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ ИЗ ДУХА МАГИИ

В статье представлена культурно-историческая картина отношений обыден- ного, философского, оккультного и научного сознания к технике в Европе с кон- ца XIV до начала XX в., а именно те ситуации, в которых техника воспринима- лась как своего рода магия. Рассматривается, какое место в этой картине заняла концепция Эрнста Каппа, в которой техника интерпретируется как органопроек- ция, – концепция, ставшая подлинным началом философии техники.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 7/2014 Философия и техника РОЖДеНИе ФИЛОСОФИИ ТеХНИКИ ИЗ ДУХА МАГИИ <...> В.В. НИКИТАЕВ Для времени, в котором мы живем, при всей его нестабильности и изменчивости характерно сохранение старой надежды на научнотехнический прогресс, хотя бы и под именем «инновационного развития», слегка подкорректированного требованием «устойчивости» (sustainability). <...> Выставочный павильон из стекла и чугуна, не столько спроектированный, сколько изобретенный оранжерейных дел мастером Джозефом Пэкстоном и одобренный создателем локомотива Робертом Стефенсоном, был построен в рекордно короткий срок (полгода) и получил название «Хрустальный дворец». <...> Рождение философии техники из духа магии 67 тория сказала, что это «одно из чудес Мира, действительно начало золотого века». <...> Французский историк Луи Блан так выразил свои впечатления: «В том здании было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала»2 . Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали в немецкой газете, что лондонский «всемирный конгресс продуктов и производителей» имеет несравненно большее значение, чем любые политические конгрессы, потому что он демонстрирует «весь уже созданный и изо дня в день создаваемый… материал для построения нового общества. <...> Подобно тому, как эпоха Людовика XIV нашла свое совершеннейшее выражение в Зеркальной галерее Версаля, Хрустальный дворец стал символом нового Машинного Века и эмблемой Прогресса. <...> Критика Хрустального дворца и экспонатов Лондонской выставки со стороны Джона Рёскина, Уильяма Морриса и Готфрида Земпера не оставляла в этом никакого сомнения5 . Впечатление, производимое машинами и неразрывно связанным с ними индустриальным пейзажем на людей XIX в. больше соответствовало кантовской категории возвышенного или, в более современных терминах, нуминозного, т.е. грандиозного, стихийного, несоразмерного человеку, титанического и демонического6 Даже сами творцы машин <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: