СУБЪЕКТ МАКИАВЕЛЛИ: К НАБРОСКУ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ОНТОЛОГИИ
Статья посвящена реконструкции понятия субъекта у Макиавелли. Показыва-
ется, что он служит основанием онтологии (политической). Последнюю, несмо-
тря на то, что субъект становится основанием определений, нельзя назвать идеа-
листической. Доказывается, что она, напротив, ниспровергает идеалистические
представления, раскрывая за ними политическую практику (в соответствующем
историко-социальном контексте).
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 7/2014
ШКОЛА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
Молодые философы
К НАБРОСКУ РеВОЛЮЦИОННОЙ ОНТОЛОГИИ
К 500-летию «Государя» Никколо Макиавелли
СУБЪеКТ МАКИАВеЛЛИ: <...> П.В. ЗАВИСНОВ
«Макиавелли подводит нас к порогу современного мира. <...> Открытие Макиавелли
отделяет политику от ее идеалистического представления – теперь государственное
единство, как и любое единство, взятое в своем чистом
виде, стоит на краю пустоты. <...> Все то, что соотносило себя с собственным
метафизическим началом, оказывается порядком фикций, отсылающих
лишь к акту основания, «подшитых» к пустоте, из которой и черпаются
эти иллюзии. <...> Раз нет того,
что разворачивается в каждом представимом облике наличного (например,
в государстве), то космос («повсеместно пребывающее» без ограничений)
заменяется множеством таксисов, чье присутствие не является
естественным продолжением дарящего себя бытия, а только результатом
операции. <...> Атом – как то, чем метод оперирует – это «форма» самой
пустоты, некая предельная неуничтожимая точка, которая становится
единственным источником всякой определенности, сама, в свою очередь,
полностью таковой лишаясь – это субъект, единственная деятельная (но
не стабильная) инстанция. <...> «Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь
велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует
скорее во вред себе»2
. Это расстояние, открываемое во всяком должном,
заставляет нас признать или, скорее, узнать в целостности разрыв, кон
130
Молодые философы
фликт, становление – что угодно, только не стабильность самотождественности. <...> Впрочем,
постулируя их не-бытие (как таковых, взятых в собственной инстанции,
без какого-либо соединения с субъектом), мы, тем самым, допускаем
тот минимальный уровень бытия, который заключается в обладании
минимальным существованием имени. <...> т.е. как множество «миров», тех «пространств», где мысль
разворачивает себя, то почему об открытии Макиавелли можно говорить <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: