РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Философские науки/2014/№ 9/

РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССЕРЛЯ К МЕРЛО-ПОНТИ

Проблема понимания тела в феноменологической философии ХХ в. позволяет не только наглядно представить трансформации исследовательских программ от- дельных мыслителей, но и объяснить механизмы развития самой феноменологии в разных национальных традициях. Рассмотренная через призму этой проблемы «Структура поведения» МерлоПонти показывает, как философ принимает и из- меняет психологические идеи и в каком направлении он ведет феноменологию. Его исследовательская программа – обращение к конкретному существованию человека и его живому опыту.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 9/2014 Историко-философский экскурс РАЗВИТИе ПРОБЛеМЫ ТеЛеСНОГО ОПЫТА: ОТ ГУССеРЛЯ К МеРЛОПОНТИ А.А. <...> ЧИКИН В феноменологической философии ХХ в. есть одна проблема, развитие которой позволяет не только наглядно показать трансформации исследовательских программ отдельных мыслителей, но и объяснить механизмы развития самой феноменологии в разных национальных традициях. <...> Проблема эта связана с пониманием тела и телесного опыта. <...> В данной статье будет показано, что мотивировало ее разработку в философии основателя феноменологического движения, Эдмунда Гуссерля, а также какие идеи Гуссерля вдохновляли затем французскую феноменологию. <...> Для Гуссерля проблематика телесного опыта становится необычайно важной с переходом к трансцендентальной феноменологии. <...> Качественное различение типов психических фактов в реальном телесном присутствии (leibhaft) и в воображенном вероятном (glaubhaft), конституирование вещи в пространстве, т.е. теоретикопознавательные задачи, например, необходимость очищения теории познания от психологизма, на наш взгляд, – это тот контекст, в котором живое тело создает проблемы для феноменологического метода и в котором последний признает его особый статус. <...> Исследования кинестетического приводят Гуссерля к необходимости особого понимания живых тел, через вчувствование (Einfühlung), и тема телесности оказывается для него тесно связанной с проблемой интерсубъективности. <...> Живое тело субъекта становится для Гуссерля позднего периода, в «Картезианских медитациях», основой конституирования субъективного и интерсубъективного опыта. <...> Субъективная телесность «Картезианских медитаций» 29 Развитие феноменологических идей в герменевтическом повороте, начиная с Хайдеггера, приводит к позиции, отличной от позиции Гуссерля: субъект оказывается изначально вброшенным в свой опыт, находит себя в нем, разбирается в своем опыте, но не конституирует его. <...> Гуссерль же не видел иной возможности <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: