ВЗГЛЯД КАК УЧРЕДИТЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Ж.-П. САРТРА*
В статье рассматриваются рационалистический и экзистенциальный подхо-
ды к проблеме существования. Сопоставление дорефлексивного cogito Сартра
и рефлексивного cogito Декарта позволяет определить особенности движения
сартровской мысли от вещи к сознанию и от сознания к вещи. При этом обна-
руживается не вполне раскрытое Сартром положение о существовании вещи не
только в качестве пассивности, что во многом отвечало философии Декарта, но и
в качестве открытой направленности на сознание. Это положение можно считать
скрытым моментом ключевого тезиса Сартра о роли Другого в удостоверении
нашего существования. Важнейшим фактором в понимании этого становится
понятие взгляда.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 10/2014
ПАНОРАМА
МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Философская мысль:
рецепция и интерпретация
ВЗГЛЯД КАК УЧРеДИТеЛЬ СУЩеСТВОВАНИЯ
В ЭКЗИСТеНЦИАЛИЗМе Ж.-П. <...> И.В. КУЗИН
В истории философии принято относить к феноменологической
традиции двух крупнейших французских философов – Ж.-П. <...> Мерло-Понти, несмотря на то, что с течением времени характер
их мышления видоизменился, и оба, хоть и по-разному, но отошли
от феноменологической традиции, намеченной Э. <...> И Сартр, и Мерло-Понти достаточно
много внимания уделяют собственно проблематике телесного,
однако в случае с Сартром к ней определенно может быть отнесена
аналитика экзистенциала взгляда, учитывая которую принципиальность
расхождения Сартра с позицией Мерло-Понти по данной проблеме
оказывается слишком преувеличенной. <...> При всех хрестоматийных различиях, которые существуют между
философиями Сартра и Мерло-Понти, общность их природы позволяет
находить между ними и нечто родственное. <...> Эту общность мы
можем найти, например, в положении Гуссерля, согласно которому
бытие предмета таково, «что он по своей сути познаваем», хотя и «есть
сущее совершенно иного вида бытия и не есть “реальная составная
часть” сознания, переживания», на что указывает Р. <...> Ингарден3
. Это
положение будет иметь значение для признания того факта, что возможность
взгляда на предмет коррелирует с бытием самого предмета. <...> 54
Философская мысль: рецепция и интерпретация
нем есть нечто, что точно соответствует взгляду как таковому. <...> Хотя предлагаемая статья не будет посвящена сравнительному
анализу философских тезисов Сартра и Мерло-Понти, нам бы хотелось
показать, что целый ряд принципиальных утверждений МерлоПонти4
вовсе
не диссонирует, а вполне созвучен мыслям Сартра,
высказанным в «Бытии и Ничто»; их раскрытие как раз и позволяет
осуществить такое сравнение. <...> На поверхности
Сартр не решается приписывать подобные переживания сподручно
сущему, чтобы соблюсти условия различения <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: