ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И БРАКА В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.П. КАРСАВИНА
В статье исследуется специфика позиции Л.П. Карсавина по вопросам семьи
и брака, ее взаимосвязь с нравственными и религиозно-философскими искания-
ми русского Серебряного века. Выявляется неоднозначность и противоречивость
его религиозной антропологии. Метафизика пола и концепция симфонической
личности Л.П. Карсавина анализируются с точки зрения адаптации христиан-
ского вероучения к новой социокультурной ситуации.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философская мысль: рецепция и интерпретация
ФН – 10/2014
ПРОБЛеМЫ СеМЬИ И БРАКА
В РеЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦеПЦИИ <...> Т.А. СМЕТАНИНА
Любовь, брак и семья – это те ценности, которые в начале XX в.
подвергаются коренной переоценке: с художественной точки зрения –
в декадансе, с научной – в построениях фрейдизма, изысканиях этнографов
и антропологов, с социальной – в марксизме и анархизме. <...> В русской религиозно-философской традиции земная любовь так
пристально интересовала, пожалуй, только В.В. Розанова. <...> Розанов усматривал
и критиковал преимущественно аскетическую, «мертвящую» линию,
противопоставляя ее ветхозаветному почитанию семейного начала. <...> В
этом же дуалистическом ключе «мир – аскеза» обсуждался христианский
идеал и на Петербургских религиозно-философских собраниях
1901 – 1903 гг., а позднее – на заседаниях Религиозно-философского
общества. <...> С попытками освободить аскетическое христианство от
«светской клеветы» выступали В.П. Свенцицкий, Н.А. Бердяев, звучали
ссылки на В. <...> Соловьева2
. Но в целом в умонастроениях русской
интеллигенции росло убеждение, что на почве исторического христианства
почти невозможно решить современные проблемы брака,
100
Из истории отечественной философской мысли
семьи, реализовать эмоционально-чувственные, личностные аспекты
во взаимоотношениях полов. <...> Миссия духовного начала в человеке – преобразить его грубую материальность,
возвысить единство личности над состоянием потенциальности. <...> »4
Преодоление дуализма духовного
и телесного в построениях мыслителя идет не за счет заземления духовного,
а через религиозно-философское осмысление и оправдание
природы человека, цельности всех природных, социальных, духовнопсихологических
и космических процессов во Всеединстве. <...> Любовь
в концепции Л.П. Карсавина предстает как «полное, совершенное,
истинное бытие, и нет бытия вне Любви. <...> И мы сами есть лишь постольку,
поскольку причастны мы ей»5
.
Христианский постулат о том, что <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: