ПРОБЛЕМА АВТОНОМИИ В МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ФРЭНСИСА ХАТЧЕСОНА*
Фрэнсис Хатчесон представляет моральное чувство как способность восприя-
тия, не предопределенную себялюбием, материальными интересами, религиоз-
ной верой, одобрением окружающих, обычаем, образованием и т.д. Благодаря
моральному чувству человек предстает у Хатчесона как независимый и автоном-
ный в своих мотивах и решениях. Хатчесон подошел к идее автономии, хотя и
не артикулировал ее. Значение Хатчесона в этом вопросе состоит в том, что он в
развернутом виде описал практические корреляты феномена, который под име-
нем автономии был концептуализован Иммануилом Кантом.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Год Великобритании в России
ФН – 11/2014
ПРОБЛеМА АВТОНОМИИ В МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
ФРЭНСИСА ХАТЧеСОНА* <...> Р.Г. АПРЕСЯН
Фрэнсис Хатчесон1
относится к тому кругу мыслителей – моральных
философов Нового времени (Генри Мор, Шафтсбери, Ричард
Камберленд, Ричард Прайс, Дэвид Юм и др.), у которых термин
«мораль» («morality», «morals») обретает концептуализированное
значение. <...> С его помощью выделяется определенный феномен в социальном,
коммуникативном, ментальном опыте, и этот феномен
получает более или менее специфическое описание и обоснование. <...> В той мере, в какой теоретические усилия мыслителей этого круга
были направлены на осмысление принципиальных очертаний морали,
идея автономии, как-либо терминологически выраженная, не
могла не получить в их морально-философских построениях того или
иного воплощения. <...> Примечательно в этом отношении название книги видного современного
историка моральной философии Нового времени Джерома
Шнивинда: «Изобретение автономии»2
. Ее подзаголовок – «История
моральной философии Нового времени» – указывает на то, что в моральной
философии Нового времени создается понятие автономии и
складываются предпосылки для понимания морали как автономии. <...> Например, Онора
O’Нил в этом вопросе более взвешенна: «Кант соединил автономию с
моралью»3
. Впрочем, как ни относиться к такой интерпретации нововременной
моральной философии и истории понятия «автономия»,
нельзя не признать, что идея автономии – одна из фундаментальных
для этой эпохи. <...> Так, Аристотель, рассуждая о любезности, замечает, что человек
. Самозаконные поступки представляют собой разновидность
произвольных поступков, источником которых, по Аристотелю,
является сам человек как свободный и способный к самостоятельным
действиям. <...> Однако самозаконные поступки особенные –
здесь недостаточно самосознательности и самообладания; самозаконность
– отличительное свойство подлинно свободнорожденных,
т.е. свободных духом и добродетельных <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: