СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФРЭНСИСА ХАТЧЕСОНА
В статье проанализированы исторические корни и специфика концепции со-
вершенных и несовершенных прав и обязанностей Фрэнсиса Хатчесона. Раз-
граничение двух типов прав и обязанностей восходит к таким понятийным
оппозициям античного стоицизма как «справедливость» и «доброта», а также
«надлежащее» и «нравственно-правильное». Оно полноценно артикулировано в
этике естественного закона Самуэля Пуфендорфа. Хатчесон принимает в целом
основные характеристики совершенных и несовершенных прав и обязанностей,
предложенные Пуфендорфом, однако, вносит свои поправки в его схему. Хатче-
сон акцентирует роль перфекционистских оснований этой типологии, противо-
стоит принижению значения несовершенных прав и обязанностей, вводит такую
новую классификационную нишу, как «внешние права».
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Год Великобритании в России
ФН – 11/2014
ИНТеРПРеТАЦИЯ ФРЭНСИСА ХАТЧеСОНА
СОВеРШеННЫе И НеСОВеРШеННЫе
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ: <...> А.В. ПРОКОФЬЕВ
Истоки новоевропейской концепции
совершенных и несовершенных прав и обязанностей
Разграничение совершенных и несовершенных прав, а равно –
соответствующих им обязанностей является сквозной темой новоевропейской
этической мысли. <...> Оно призвано ответить на несколько
вопросов, имеющих первостепенное значение для субъектов принятия
нравственных решений. <...> Совершенные права и обязанности,
в соответствии с наиболее полным набором их характеристик,
обладают нормативным приоритетом, не терпят исключений из очень
точно сформулированных предписаний, касающихся содержания
поступков и допускают использование силы для их реализации. <...> 20
Год Великобритании в России
«Будучи человеком, увеличить свое достояние, нанеся ущерб другому
человеку, более противно природе, чем смерть, бедность, боль, другие
беды, которые могут поразить либо наше тело, либо наши внешние
блага»3
. Основанием подобного вывода служит то, что покушения на
личность и собственность ведут к распаду человеческого общества. <...> «Но так как средства каждого из нас малы, а людей, нуждающихся
в них, бесчисленное множество, то в повседневной щедрости
надо держаться в вышеупомянутых пределах, установленных Эннием:
“себе не светит хуже”»5
.
Как категорическое требование каждое из требований справедливости
обладает нормативным приоритетом по отношению к требованиям
доброты. <...> Подробное обоснование подобного положения дел разработано
другим представителем римского стоицизма – Сенекой. <...> 21
дарных, оказываются невозможными: для их проведения не хватило
бы мощности юридической системы, они потребовали бы судей с
невообразимо острыми умственными способностями (мудростью),
наконец, они потребовали бы предварительно сформулировать строгие
критерии сравнения бесконечно разнообразных инициативных и
ответных <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: