ДИАЛЕКТИКА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
В статье дается философский анализ взаимодействия глобализации и модер-
низации в историческом контексте. Автор предлагает методологическое осмыс-
ление содержания этих понятий с учетом особенностей их развертывания в
реальных ситуациях прошлого и настоящего. Процесс представлен как способ
реализации глобализационной практики.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 11/2014
Стратегия философского осмысления
ДИАЛеКТИКА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МОДеРНИЗАЦИИ
В ИСТОРИЧеСКОМ КОНТеКСТе <...> В.Б. ВЛАСОВА
К вопросу о философско-историческом анализе
глобализации и модернизации
«Historia magistra vitae», – говаривали древние римляне, что означает,
что история учит жизни. <...> Источником их убежденности
была вера в человека как совершенное существо, творящее
современную историю1
.
Средоточие историзма подобного типа, который, собственно, и
подвергся осмеянию со стороны Ницше, проявилось в итоге в модернистском
подходе к изучению любой культуры, отождествлявшем
развитие последней с неизбежным восхождением к предзаданному
идеалу, абсолюту и т.п. <...> В результате история оказывается цельным и осмысленным,
но «незавершенным проектом», поскольку суть деятельности
ее субъекта – не покорение некой «вершины» исторического движения,
реализующей весь его смысл, а освоение бесконечного «горного
массива», где каждая из вершин есть предмет самостоятельного интереса4
.
Задача же историка состоит не только в том, чтобы проследить
сам факт восхождения на каждую одиноко возвышающуюся «гору», а
и в том, чтобы зафиксировать пройденные пути, т.е. обеспечить сравнительный
анализ состоявшихся достижений или провалов культуры,
объяснить их причины и следствия и сделать выводы, которые мы и
называем уроками истории. <...> Первое из них заключается
в простом непонимании важности опыта прошлого: оно уже
ушло и не вернется в том виде, в каком существовало вчера – значит,
в нем нет прямых рецептов деятельности в условиях наступившего
сегодня5
. Второе основание имеет более сложный и опосредованный
характер. <...> Речь идет о классическом модернизме Гегеля, о постмодернистской
к нему оппозиции, которая представляет историю культуры
всего лишь как механическую сумму событий и фактов, а также
о «здравом консерватизме» Ортеги и Хабермаса. <...> А это и есть самое важное для будущих свершений, поскольку,
структурируя унаследованный <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: