МИФ КАК КАТЕГОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗВИЛОК
В статье рассматриваются теоретические развилки, стоящие за
различными способами определения и использования понятия “политический
миф”. Основная трудность его концептуализации связывается с тем, что,
будучи повсеместно распространенным социальным феноменом, миф весьма
“партикулярен” в своих проявлениях, поскольку его “работа” связана
с восприятием конкретных групп. Анализируются теоретические дискуссии
о нарративной природе современных мифов, их способности воплощаться
в невербальных формах, об особенностях мифического способа понимания
действительности, о свойствах, определяющих “мифический потенциал”
“слова”/знака, а также связи политических мифов с идеологией. Большинство
авторов считают ключевой характеристикой современных мифов их способность
восприниматься в качестве констатации “естественного порядка вещей”,
выступать в качестве широко разделяемых представлений. Рассматриваемая
категория является фундаментальной для анализа символической политики.
Однако ее эвристический потенциал зависит от того, каким образом определяется
исследовательский фокус. В рамках более узкого подхода, связывающего
символическую политику с “конструктивистскими” действиями элит,
направленными на манипуляцию сознанием масс, “миф” выступает как категория
политической практики, указывая на искусственный, симулятивный характер
конструируемых знаков. Более широкое понимание символической политики как
деятельности, связанной с производством определенных способов интерпретации
социальной реальности и борьбой за их доминирование, открывает возможности
для интерпретации мифа как коммуникативного процесса, в котором участвуют не
только мифотворцы, но и их аудитория. Таким образом, “миф” служит и категорией
практики символической политики, и инструментом ее анализа, что несколько
осложняет работу с данным понятием.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
12-21
DOI: 10.17976/jpps/2015.04.03
МИФ КАК КАТЕГОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ:
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗВИЛОК <...> В статье рассматриваются теоретические развилки, стоящие за
различными способами определения и использования понятия “политический
миф”. <...> Основная трудность его концептуализации связывается с тем, что,
будучи повсеместно распространенным социальным феноменом, миф весьма
“партикулярен” в своих проявлениях, поскольку его “работа” связана
с восприятием конкретных групп. <...> Анализируются теоретические дискуссии
о нарративной природе современных мифов, их способности воплощаться
в невербальных формах, об особенностях мифического способа понимания
действительности, о свойствах, определяющих “мифический потенциал”
“слова”/знака, а также связи политических мифов с идеологией. <...> Большинство
авторов считают ключевой характеристикой современных мифов их способность
восприниматься в качестве констатации “естественного порядка вещей”,
выступать в качестве широко разделяемых представлений. <...> В рамках более узкого подхода, связывающего
символическую политику с “конструктивистскими” действиями элит,
направленными на манипуляцию сознанием масс, “миф” выступает как категория
политической практики, указывая на искусственный, симулятивный характер
конструируемых знаков. <...> Более широкое понимание символической политики как
деятельности, связанной с производством определенных способов интерпретации
социальной реальности и борьбой за их доминирование, открывает возможности
для интерпретации мифа как коммуникативного процесса, в котором участвуют не
только мифотворцы, но и их аудитория. <...> 12-21
мом теоретических подходов, но и особенностями самого объекта – социальных
отношений, связанных с производством и изменением “категорий восприятия
социального мира” [Бурдье 2007: 23], которые всегда укоренены в контексте
и потому избыточно “партикулярны”. <...> Будучи явлением универсальным, миф имеет
“партикулярную <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: