ТОТЕМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: К ИСТОКАМ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Антропный принцип, лежащий в осознании мира, предопределил сходство архаичной ступени эволюции человека. Настоящая статья представляет собой попытку рассмотрения лингво-культурного пласта, соотносимого с дородовой и родовой ступенями развития сознания, языка и культуры. При этом в качестве материала предлагается сосредоточить внимание на то-темических представлениях, обнаруживающих сходство в различных этнолингвокультурах.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Т.Е. Владимирова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт
русского языка и культуры; Российский университет дружбы народов
Антропный принцип, лежащий в осознании мира, предопределил сходство архаичной ступени
эволюции человека. <...> При этом в качестве материала предлагается сосредоточить внимание на тотемических
представлениях, обнаруживающих сходство в различных этнолингвокультурах. <...> Антропный принцип, который лежит в осознании мира [7: 14–15], предопределил
сходство архаичной ступени эволюции человека. <...> Настоящая статья представляет собой попытку рассмотрения наиболее удаленного
от нас лингвокультурного пласта, соотносимого с дородовой и родовой ступенями развития
сознания, языка и культуры; материал для анализа ограничивается тотемическими
представлениями, связанными с почитанием оленя (лося), которые обнаруживают сходство
в различных этнолингвокультурах1. <...> Г.Г. Шпета, который различал в эволюции человека такие типы сознания, как называющее
(язык); религиозно-мифологическое, полностью опосредующее мировосприятие; художественно-героическое,
преобразующее действительность и приобщающее ее к «социо-культурному
бытию»; научно-техническое («познающее»); культурно-историческое,
основанное на понимании человеком «наивно-исторических его достижений», и философско-культурное,
которое «преобразует социальный лик человека»2; <...> 2) холистический подход Аристотеля к пониманию процесса как целостного триединства,
включающего потенциальную готовность (dynamis), собственно деятельность
(energeia) и представление о ее завершенности и совершенстве (entelecheia) [3: 64];
1 См. наши статьи «Миф как выражение ценностно-смыслового кода бытия» в Вестнике ЦМО МГУ: 4 за
2012 г., с. <...> Металингвистический подход (М.М. Бахтин), исходящий из целостного взаимодействия
языкового сознания, бытия и культуры, позволит восстановить утраченную связь
лингвистики, культурологии и психологии с онтологией <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: