Мертвый, чающий воскресения
В статье дается анализ месте художника в мире людей, судьбе художника, назначении искусства, дана религиозная точка зрения на проблемы искусства.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Виктор ОБУХОВ
Мертвый, чающий воскресения
В минуты отчаяния понимаешь смерть как (нежеланное,
но...) единственно уместное событие, какое должно произойти
в твоей жизни. <...> Неприкаянность литератора настолько велика,
что какое-либо другое реальное улучшение его судьбы
трудно представить. <...> — У
литератора, как у любого человека, — свой «пот», свой труд. <...> «Тут-то и открывается глубочайший смысл одиночества
поэта, одиночества художника. <...> Как можно упрекать его /.../»
«... свое назначение искусство выполняло всегда, но наступили
времена, когда исполнять его стало бесконечно трудно. <...> В мире померкнувшем, остывшем, искусство не может оставаться
навсегда единственным источником тепла и света: в
тепле и свете нуждается оно само /... / оно гибнет само от
длительного отсутствия религиозной одухотворенности, от
долгого погружения в рассудочный, неверующий мир». <...> Еще:
«Эстетический анализ покажет медленное иссушение,
рассудочное разложение искусства, социальный — все растущую
отчужденность художника среди людей, но только
религиозное истолкование поможет нам усмотреть источник
этой чуждости и этого распада. <...> В
итоге — дело художника в мире квалифицируется как
«смертельный подвиг», как «высокое, но безблагодатное священство». <...> О судьбе искусства,
о судьбе художника, о тяжбе его с миром писали многие,
но все это, по большей части, сводилось к тому, что миру
выносился обвинительный вердикт за несправедливое отношение
к художнику. <...> И определение, взятое из
работы В.В.Вейдле «Умирание искусства», позволяет определить
его вину: он — священник, через которого н е про -
ходи т благодать. <...> «Таинство может совершаться и грешными руками; современное
искусство разлагается не потому, что художник
грешен, а потому, что, сознательно или нет, он отказы -
ваетс я совершат ь таинство» . <...> Дело художника — искусство преобра199
жения- — Можно понять современный мир, отказывающийся
от искусства: оно перестало служить своей <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: