Почему в полиэтничной, поликультурной, поликонфессиональной России, где существует потенциал для успешного гр ажданского нациестроительства и при этом огромна опасность этнонационализма, доминирует дискурс, игнорирующий проблемы построения гражданской нации, а повышенное внимание уделяется проблеме “русской национальной идентичности”? Осуществим ли в России проект построения российской нации и каким образом можно обеспечить национальную интеграцию в обществе этнического, культурного, конфессионального разнообразия? Автор предпринимает попытку дать ответы на эти вопросы. Переходу к риторике (и практике) построения гражданской нации россиян препятствуют характерные для российского политического, медиа, образовательного и академического дискурсов толкование термина “нация” в значении этноязыковой или этнокультурной целостности и эссенциалистский подход к пониманию феномена “нация”. Но если на уровне дискурса мы имеем дело с “этнизацией” и “эссенциализацией” нации, то в практике управления этническими, культурными, конфессиональными различиями мы сковываем себя опосредующими представлениями о том, что, во-первых, выживание некой этноязыковой, этнокультурной или этноконфессиональной общности возможно только в рамках ее “собственного” государственного образования, и во-вторых, стабильность существования того или иного государственного образования достижима лишь на основе этноязыковой, этнокультурной, этноконфессиональной гомогенности. В настоящей статье рассматривается возможность осуществления в России национального проекта, предполагающего гражданскую интеграцию при сохранении этнического, культурного, конфессионального разнообразия. Проводится анализ двух сложившихся в политической теории подходов к управлению различиями: либерального эгалитаризма и либерального мультикультурализма. Делается вывод о необходимости отказа в общественной дискуссии о “национальном”: от сведения нации к этничности и от эссенциалистского представления о природе национальных сообществ; от интерпретации политических, экономических, социальных проблем в терминах этничности, культуры, конфессии, а также от риторики доминирования, центрированной вокруг поиска “государствообразующих” народа, культуры, религии.