ТЕОРИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ И ПРИРОДА НЕОПАТРИМОНИАЛИЗМА
Данная статья представляет собой двойной мыслительный эксперимент,
отвечающий на следующие вопросы: 1) насколько далеко можно продвинуться на
основе абстрактной теории, включающей небольшое число базовых категорий
и постулатов, в объяснении динамики политических режимов и переходов между
ними; 2) какие эвристические возможности дает такая теория для осмысления
природы неопатримониальных режимов. Используется веберианская парадигма
четырех рядоположенных социальных сфер: административной, военной,
экономической и идеологической (культурной, религиозной, символической).
Этим сферам соответствуют социальные универсалии: власть, насилие,
собственность и символы, – которые при соединении с функциональной схемой
А. Стинчкомба эксплицируются как гомеостатические переменные – главные
предметы заботы социальных акторов. Критически переосмысляются понятия
политического режима, политического отношения, политического взаимодействия,
рутинных и конфликтных стратегий. Трансформация политического режима
определяется через изменение определяющего его комплекса стержневых
политических отношений. Рассматриваются условия режимных кризисов как
конфликтов между акторами, для которых становятся неприемлемыми уровни
базовых гомеостатических переменных, основные типы политических отношений
(от изоляции и полного господства до равного партнерства и интеграции), а также
закономерности становления каждого такого типа отношений. Патримония,
будучи антитезой бюрократии, всегда возрождается и усиливается при ослаблении
государства и его формальных правил и институтов. Средствами данного
понятийного аппарата раскрывается природа неопатримониализма, включающего
сердцевину патримонии – сеть клиентарно-патронажных отношений,
а также и декларативную оболочку демократических институтов и формальной
государственной бюрократии
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
157-172
DOI: 10.17976/jpps/2015.06.15
ТЕОРИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
И ПРИРОДА НЕОПАТРИМОНИАЛИЗМА <...> Данная статья представляет собой двойной мыслительный эксперимент,
отвечающий на следующие вопросы: 1) насколько далеко можно продвинуться на
основе абстрактной теории, включающей небольшое число базовых категорий
и постулатов, в объяснении динамики политических режимов и переходов между
ними; 2) какие эвристические возможности дает такая теория для осмысления
природы неопатримониальных режимов. <...> Используется веберианская парадигма
четырех рядоположенных социальных сфер: административной, военной,
экономической и идеологической (культурной, религиозной, символической). <...> Этим сферам соответствуют социальные универсалии: власть, насилие,
собственность и символы, – которые при соединении с функциональной схемой <...> Стинчкомба эксплицируются как гомеостатические переменные – главные
предметы заботы социальных акторов. <...> Критически переосмысляются понятия
политического режима, политического отношения, политического взаимодействия,
рутинных и конфликтных стратегий. <...> Трансформация политического режима
определяется через изменение определяющего его комплекса стержневых
политических отношений. <...> Рассматриваются условия режимных кризисов как
конфликтов между акторами, для которых становятся неприемлемыми уровни
базовых гомеостатических переменных, основные типы политических отношений
(от изоляции и полного господства до равного партнерства и интеграции), а также
закономерности становления каждого такого типа отношений. <...> Патримония,
будучи антитезой бюрократии, всегда возрождается и усиливается при ослаблении
государства и его формальных правил и институтов. <...> Средствами данного
понятийного аппарата раскрывается природа неопатримониализма, включающего
сердцевину патримонии – сеть клиентарно-патронажных отношений,
а также и декларативную оболочку демократических институтов и формальной <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: