Творческий облик Андре Жида
В статье дано литературное обозрениебиографии и творчества французского писателя, прозаика, драматурга Андре Жида
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Консервативная
пресса набросилась на Жида, упрекая
его в плохой осведомленности, в искажении
фактов; но Жида трудно было опровергнуть:
он видел собственными глазами
то, о чем писал. <...> Левая молодежь, которая к этому
времени перешла от разбавленного ницшеанства
к разжиженному марксизму, подняла
Жида на щит, и эти годы ознаменовались
переходом Жида от малых изданий
*) Окончание, см. <...> А
у меня на столе — достаточно, чтобы насытить
их на три дня». <...> Жид, который всю жизнь прожил
в полном достатке и никогда не нуждался,
начинает с большим стыдом и жалостью
смотреть на человеческую нужду
рядом с ним. <...> «Безмерность человеческой
нужды, — заносит он в «Дневник» в 1928
году — и как контраст к этому равнодушие
некоторых богачей и их эгоизм становятся
мне все более и более непонятными». <...> Христианин Жид тут же восклицает:
«Когда же мы поймем, что секрет счастья
144
ГРАН И
не в том, чтобы обладать, а в том, чтобы
давать?» и наконец, в том же году: «Встречаясь
с некоторыми богачами, как не почувствовать
симпатии к коммунизму?» <...> Не случайно здесь объединение
христианского чувства и коммунизма. <...> Сам Жид позже говорит: «Должен
сознаться, что к коммунизму меня ведет
не Маркс, а Евангелие» («Дневник», 1933). <...> В том же году он прибавляет, что евангельский
текст о «Всяком, оставившем
братьев, сестер, отца, мать и земли», который
«приимет сторицей» — чистейший коммунизм,
по его мнению. <...> Встав на такой путь, мысль
уже не может сдержаться, и в 1929 г. Жид
говорит: «Я верю, что зло имеет большую
воспитательную ценность, чем то, что вы
называете добром» (Дн.) <...> Путь
Жида в какой-то мере логичен: открыв
«гнилость» капиталистической системы, не
веря в преобразование общества филантропически
- христианскими
методами,
признав за злом «воспитательную ценность»
и отойдя от своего раннего понимания
индивидуализма, он не мог не ухватиться
за почти единственную «надежду»
западной интеллигенции того времени, —
«отечество международного пролетариата»
— СССР <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: