РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Грани/1977/№ 105/
В наличии за
80 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

"Исторические закономерности" и наука

В статье раскрываются вопросы исторической закономерности или возможности предсказать будущее, а также возможности из наблюдений над историей получить экспериментальные знания о человеческом обществе и вывести "объективные исторические закономерности".

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ» И НАУКА Существуют «исторические закономерности» или нет? <...> Единственной обязательной, неизбежной силой, которую усматривали в Истории, было Божественное Провидение, волю Которого мы заранее узнать не можем, кроме как посредством Откровения. <...> Когда древ209 ГРАНИ негреческие и римские источники вынуждали его писать о «роке», он утверждал: единственное, от чего зависит наш рок, это — Божественное Провидение 1 . Но, во-первых, нам оно неизвестно, кроме лишь тех случаев, когда Сам Бог изволит нам его открыть. <...> Во-вторых, Господь устроил мир таким образом, что в исторических событиях принимает участие не Он Один как «Первопричина», но и мы, люди, в качестве «вторичных причин», в силу наделенности нас свободной волей. <...> На это он отвечает: только в том случае, если мы можем определить их причины в настоящем; причем, с чем большей научной достоверностью мы их определим, с тем большей степенью вероятности эти причины вызовут свои следствия 2 . Вторая предпосылка такова: по воле Господней «вторичные причины» — люди — действуют свободно, а значит, вызывают следствия не необходимо, а контингентно (т. е. в любой момент могут их вызвать или не вызвать, вызвать одно или другое 3 ). <...> Фома Аквинский обе эти предпосылки не сопоставил, нетрудно это сделать за него: история по сути и есть перечень определенных следствий «вторичных причин» — людей — следовательно, научно знать ее заранее мы не можем. <...> В качестве последовательного защитника подобной точки зрения можно привести Спенсера. <...> С ним Гегель, в противоположность простым смертным, не менее таинственным образом сумел установить контакт. <...> Вот этот вариант нам придется особенно учесть, не из-за его научной ценности (которая, как мы увидим, не больше ценности любой из остальных теорий истории), ни даже из-за его политического значения (никто в него уже, по сути, не верит, кроме Запада), но из-за его склонности оставлять в мышлении людей, от него <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: