Интуитивизим. Окончание
Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Нужен всё более глубокий анализ, чтобы сначала выключить
из представления о Я тело, потом также и
душевные переживания и, наконец, довести анализ
до той глубины, при которой мы наблюдаем Я как
сверхвременного субстанциального деятеля, не искажая
понятие о нем никакими примесями. <...> Они могут быть объяснены
тем, что в одном и том же теле два различных
субстанциальных деятеля борются между собою и пеОкончание. <...> 212
ИНТУИТИВИЗМ
риодически то один, то другой становятся во главе
тела
10
). <...> Признать вместе с Декартом
сознающее Я за индивидуальную субстанцию Соловьев
отказывается, между прочим, на основании следующего
соображения. <...> Н. О. ЛОССКИЙ
Согласно изложенному выше учению о строении сознания,
видимые мною стена и портрет вовсе не сотворены
мною, а составляют часть внешнего мира; только акт
внимания, направленный мною на них, творится мною,
и то, что он есть мое творение, сознается с такой очевидностью,
которая не требует никаких дальнейших
доказательств. <...> В процессе восприятия и мышления интенциональные
акты внимания, выбор интересующих нас предметов
и т. п. до такой степени органически связаны с моими
хотениями и чувствами, что мыслящее Я очевидно
есть мое индивидуальное Я, а не какое-то сверхличное
трансцендентальное Я. <...> Но если Я есть причина этих
событий, то оно не пустая форма единства сознания, а
субстанциальный деятель, и именно деятель индивидуальный,
как это усмотрел Декарт, многие спиритуалисты
и как это обосновывает многими доказательствами
проф. <...> Сверхвременность и сверхпространственность индивидуального
Я, т. е. субстанциального деятеля, обязывает
признать, что субстанциальный деятель принадлежит
к области идеального бытия. <...> Они глубоко отличны от идеального бытия
субстанциальных деятелей. <...> Можно поэтому назвать субстанциальных деятелей
конкретно-идеальным бытием, а пассивные идеи
абстрактно-идеальным бытием. <...> И реальное бытие, и
бытие абстрактно-идеальное подчинены субстанциальным <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: