Эпигон Великого Инквизитора (к портрету Сталина в романе А. И. Солженицына "В круге первом")
Статья написана к портрету Сталина в романе А. И. Солженицына "В круге первом". Статья является авторским переводом из докторской диссертации Русланова С. "Полифония первого круга: исследование родства мысли Солженицына и Достоевского", где приводится сравнение образа Сталина (из романа Солженицына "В круге первом") и Инквизитора из романа Достоевского "Братья Карамазовы".
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Литературная критика
Святослав Русланов
Эпигон Великого Инквизитора
К портрету Сталина в романе А. <...> Хотя тема ада вводится в поле зрения читателя
самим названием романа и прямыми ссылками на такие
шедевры мировой литературы, как «Божественная Комедия»
Данте и «Фауст» Гёте, существенные контуры и
краски солженицынского видения восходят также к
русской традиции изображения демонических и инфернальных
мотивов. <...> Эта традиция начинается с Пушкина
и Лермонтова, проходит через Гоголя и Достоевского,
Статья является авторским переводом из докторской диссертации
Polyphony of The First Circle: A Study in Solzenicyn's
Affinity with Dostoevski]. <...> 279
Солженицына
ГРАНИ 92-93
СВЯТОСЛАВ РУСЛАНОВ
Владимира Соловьева и Мережковского и с новой силой
возрождается в творчестве советских «адописцев», таких,
как Булгаков, Пастернак и Твардовский. <...> Связь с Достоевским представляется особенно важной
ввиду того, что действительность тоталитаризма,
изображенная в романе Солженицына, была предсказана
и в наиболее существенных чертах предугадана автором
«Бесов» и «Братьев Карамазовых». <...> Как известно,
Шигалев, бесноватый идеолог социализма в «Бесах»,
предлагал,
«в виде конечного разрешения (социального. <...> Те же должны потерять
личность и обратиться в роде как в стадо и при безграничном
повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности,
в роде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и
будут работать»
1
.
Другой литературный глашатай тоталитаризма —
на этот раз не социалист, а католический кардинал и по
совместительству Великий Инквизитор — предвкушал,
как «сто тысяч страдальцев» добровольно возьмут на себя
проклятие познания Добра и Зла, а заодно и бремя
власти над «тысячами... миллионов младенцев»
2
.
Ясновидение Достоевского проистекало из близкого
личного знакомства с идеями революционно настроенных
социалистов того времени. <...> 280
ЭПИГОН ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА
но, захаживал на русские просторы. <...> История доказала его правоту: спустя каких-нибудь <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: