Учение Льва Толстого о государстве и противостоянии государственному злу в свете сегодняшнего опыта
Статья является отрывком из монографии Германа Андреева "Религиозно-философское учение Льва Толстого". Толстой видел спасение людей в том, чтобы каждый человек всякий свой поступок соотносил не с целью жизни, которая ему неизвестна , а с ее религиозным смыслом.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Герман АНДРЕЕВ
Учение Льва Толстого о государстве и
противостоянии государственному злу
в свете сегодняшнего опыта
I
Отношение Толстого к тому, что он называл „совокупностями"
людей: к нациям, к государству, к
Церкви — целиком вытекает из его представлений о
Боге, о смысле человеческой жизни, об этических
нормах христианства, в общем — из его религиозного
учения. <...> Советские
толстоведы упорно доказывают, что „...критика
Толстого не вытекает органически из его философии,
а скорее является результатом глубокого,
объективного анализа общественной жизни". <...> В действительности
же, критика Толстым общественной несправедливости
опирается на совсем иные постулаты,
Эта статьи является отрывком из монографии Германа
Андреева „Религиозно-философское учение Льва Толстого",
которая еше ждет своего издателя. <...> Имеющиеся в монографии сноски к цитатам мы опускаем,
не желая перегружать ими статью. <...> Но так или иначе,
Толстой не допускал смешения его учения с
анархизмом, и был прав. <...> Т о же и с обвинениями Толстого в
анархизме. <...> Анархизм
Толстого, в отличие от революционного анархизма
Бакунина или сегодняшних испанских и немецких
анархистов, в том, что анархизм этот — религиозный. <...> Религиозный анархизм Толстого требует ставить на
первое место ответственность перед Богом, а не перед
государством: „ ...жить по-Божьи, — писал Толстой,
— значит бояться Бога больше, чем исправника,
губернатора и т. д. <...> И тогда он прочтет,
например, в известной статье Толстого „Патриотизм
и правительство" такие строки: „Уничтожение правительства
никак не влечет за собой уничтожение
того, что есть разумного и хорошего,
а потому ненасильственного
в законах, суде, собственности, полицейских
ограждениях, финансовых устройствах, народном
образовании. <...> Неясным остается, как Толстой представлял
себе полицию, избегающую насилия, или суд,
следствием которого не будет принуждение. <...> Но
можно считать установленным, что Толстой был
далек от анархического <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: