«ЛИ» И «ФА» — ПОЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ КИТАЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
В статье исследуются важнейшие категории китайской социальной философии — «ли» и «фа». Издревле отношение к ним определяло многие аспекты социальных учений разных философских школ. Это не просто категории мысли, но и определенный, соответствующий им образ жизни, тип социальной структуры общества, политического правления и государственного устройства. В наиболее общем виде «ли» можно понимать как обозначение принципа взаимовыгодного сотрудничества, а «фа» — как обозначение принципа принуждения. Две данные категории, «ли» и «фа», отражают общечеловеческие универсалии, осмысленные в китайской социальной философии еще в I тысячелетии до н.э.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Н.П. Мартыненко*
«ЛИ» И «ФА» — ПОЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ КИТАЙСКОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
В статье исследуются важнейшие категории китайской социальной
философии — «ли» и «фа». <...> Это не просто
категории мысли, но и определенный, соответствующий им образ
жизни, тип социальной структуры общества, политического правления и
государственного устройства. <...> В наиболее общем виде «ли» можно понимать
как обозначение принципа взаимовыгодного сотрудничества, а «фа» —
как обозначение принципа принуждения. <...> : 8 (495) 786-10-96; e-mail: nick9@yandex.ru
51
софии в Китае, определение континуума, в котором она развивалась
и продолжает развиваться. <...> В эти времена происходило выделение
основных направлений социальной философии, определившей интеллектуальный
континуум китайской мысли на последующие
века. <...> Они стали претендовать на все
более важную роль в жизни общества не только в своих удельных
владениях, но и на просторах ослабевающей империи. <...> Происходила трансформация
социальных структур, становление новых институциональных
52
традиций, фактическое изменение режима политического правления. <...> Так возникали философские школы — «цзя»
(букв. «семьи [мысли]»), определившие дальнейшее развитие идеологии
и политики, философии и религиозных представлений
[Н.П. Мартыненко, 2004, 9, с. <...> Особое место среди
школ, в конечном итоге, приобрели школы «жу цзя» и «фа цзя». <...> Название школы «жу цзя» буквально можно перевести как «семья
[политически и экономически] слабых», что хорошо соотносится
и с социальной историей жизни ее основателя — Конфуция
(551–479 до н.э.), его учеников и последователей. <...> Согласно
«Историческим запискам» («Ши цзи») Сыма Цяня, Конфуций
сформулировал свое учение в складывавшейся социальной, политической
и культурной обстановке упадка нравов в обществе: «В силу
такого положения Конфуций стал разъяснять пути управления [истинного]
правителя, он обращался к более чем семидесяти правителям
[удельных царств], но не смог применить [пропагандируемые <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: