Рыцарь печального образа. К 75-летию первого выступления Ф. И. Шаляпина в опере "Дон Кихот"
Статья посвящена первому выступлению Ф. И. Шаляпина в опере Массне "Дон Кихот", состоявшегося 19 февраля 1910 года, в роли Дон Кихота
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ИСКУССТВО
Иосиф ДАРСКИЙ
Рыцарь печального образа
(К 75-летию первого выступления <...> Ф. И.
в опере «Дон
Кихот»)
Странствующему испанскому рыцарю суждено было
стать одним из последних созданий Шаляпина. <...> В этой
роли впервые выступил он 19 февраля 1910 года в оперном
театре Монте-Карло, а осенью того же года премьера
оперы Массне состоялась в Большом театре, в Москве. <...> Крупными оперными событиями предшествовавших
лет стали его Мефистофель в одноименной опере
Бойто, Демон в опере Рубинштейна и Филипп II в вердиевском
«Дон Карлосе». <...> В поисках новых ролей певец неоднократно обращался
к Н. А . Римскому-Корсакову с просьбой написать
для него оперу на сюжет «Эдипа», но композитор отказывался. <...> В
концертах он даже изредка исполнял «Прощание Вотана»
из «Валькирии» или, к примеру, монологи Закса из«Майстерзингеров»,
но в целом вагнеровские оперы его не
привлекали, а на вопрос товарища по сцене - Сергея
Левика, - заданный Шаляпину много лет спустя, почему
не поет он в операх немецкого композитора, ответил
коротко: «Не люблю»
1
.
И вот в этот момент относительного «безролья»,
когда Шаляпин находился на гастролях в Монте-Карло, к
нему явился известный либреттист Анри Кэн. <...> «Шаляпин!
- воскликнул он с энтузиазмом, - что вы скажете о том,
чтобы изобразить на сцене Дон Кихота? <...> Решение Массне предложить исполнение бессмертного
образа Сервантеса «огромному сибирскому медведю»,
как назвал себя впоследствии сам Шаляпин, описывая
этот момент, было для певца несравненной честью. <...> В любом случае, Анри
Кэн заедет за вами завтра в три часа. <...> К тому моменту, когда зазвучали начальные
аккорды последнего акта, мои всхлипывания были так
215
сильны, что Массне на минуту прервал игру и, взглянув на
меня,воскликнул:
- Шаляпин! <...> » .
Сделав над собой усилие, Шаляпин продолжал слушать
игру композитора. <...> Но , когда смолкли заключительные
аккорды оперы, он, не желая больше причинять
неудобства кому-либо, попросил разрешения удалиться в
другую комнату. <...> Несколько <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: