ОБРАЗОВАНИЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ МИР: СПЕЦИФИКА РОССИИ
Современный мир стал полиэтническим и поликультурным по ряду причин: глобализационные процессы, интенсивные миграционные потоки, смешение языков, культур, межэтнические браки, информационные возможности и масс-медиа – все эти маркеры сегодняшнего дня привели к тому, что в мире практически не осталось государств с единым этническим составом и культурным кодом. Вместе с тем современные исследователи говорят о некоем ренессансе этничности в последние десятилетия прошлого и начале этого веков. Такие разнонаправленные тенденции, с одной стороны, проявились в желании и намерении отдельных этнических групп и их представителей воспроизвести этнические и культурные особенности, традиции, с другой – на этих же призывах основываются межэтнические разногласия, столкновения, возникают экстремистские движения. В данной статье предпринята попытка анализа названных тенденций, а также обоснования роли образования в нивелировании негативных процессов в ходе взаимодействия представителей различных этнических групп и культур. Перед мультикультурным образованием фактически стоит задача формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в полиэтническом, поликультурном обществе, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований. Сделан вывод, что образованию по силам адекватно ответить на эти вызовы. Достичь этого можно, только активно участвуя в процессах адаптации современного поколения к полиэтническому окружению; формирования позитивного отношения к культурным различиям и способности к интеграции; воспитания в духе толерантности, паритетного межнационального общения; формирования осознанных позитивных ценностей по отношению к этнической и национальной культуре, поликультурной по своей природе; становления осознанного отношения и позитивного принятия своей истории и уважения к истории и культуре других этносов; формирования своей позитивной этнической идентичности. Ключевые слова: поликультурный мир, полиэтнические государства, роль и возможности образования, мультикультурное образование.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Е. В. Покасова (Новосибирск)
Современный мир стал полиэтническим и поликультурным по ряду
причин: глобализационные процессы, интенсивные миграционные потоки,
смешение языков, культур, межэтнические браки, информационные возможности
и масс-медиа – все эти маркеры сегодняшнего дня привели
к тому, что в мире практически не осталось государств с единым этническим
составом и культурным кодом. <...> Вместе с тем современные исследователи
говорят о некоем ренессансе этничности в последние десятилетия
прошлого и начале этого веков. <...> Такие разнонаправленные тенденции,
с одной стороны, проявились в желании и намерении отдельных этнических
групп и их представителей воспроизвести этнические и культурные
особенности, традиции, с другой – на этих же призывах основываются
межэтнические разногласия, столкновения, возникают экстремистские
движения. <...> В данной статье предпринята попытка анализа названных тенденций,
а также обоснования роли образования в нивелировании негативных процессов
в ходе взаимодействия представителей различных этнических
групп и культур. <...> Перед мультикультурным образованием фактически
стоит задача формирования человека, способного к активной и эффективной
жизнедеятельности в полиэтническом, поликультурном обществе,
обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением
жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований. <...> Достичь этого можно, только активно участвуя в процессах
адаптации современного поколения к полиэтническому окружению; формирования
позитивного отношения к культурным различиям и способности
к интеграции; воспитания в духе толерантности, паритетного межнационального
общения; формирования осознанных позитивных ценностей
по отношению к этнической и национальной культуре, поликультурной
по своей природе; становления осознанного отношения и позитивного
принятия своей истории и уважения к истории и культуре других <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: