Цель: исследование зависимости критического значения экранного параллакса от условий наблюдения стереоскопических изображений для снижения негативных явлений, сопровождающих просмотр 3D-контента, и для выработки научно обоснованных рекомендаций по его производству. Результаты: предложена гипотеза, объясняющая работу зрительного механизма, который обеспечивает содружественность саккадических движений оптических осей глаз при наблюдении реальных объектов и изображений и регламентирует максимальное значение экранного параллакса. Из гипотезы следует, что этап коррекции оптической оси ведомого глаза, возникающий у части зрителей при просмотре стереоскопических изображений, приводит к осложнению процесса содружественности саккадических движений глаз и является причиной дискомфорта. Показано, что критическое значение экранного параллакса, при котором возникает эффект двоения стереоскопических изображений, зависит от их структуры, размера, а также расстояния наблюдения и может изменяться в широких пределах. При расстояниях наблюдения, превышающих 5 м, критические значения экранных параллаксов изменяются прямо пропорционально расстоянию между зрителем и экраном. При создании 3D-фильмов следует ориентироваться на критические значения угловых экранных параллаксов не более 17 мин. Исходя из того, что в 3D-кинематографе нет ограничений на воспроизведение достаточно больших интервалов глубины, поскольку фильм смотрится со сравнительно больших расстояний, а в 3D-телевидении такие ограничения имеются из-за малых расстояний наблюдения, для решения проблемы предлагается в качестве отображающего устройства в телевидении использовать виртуальные очки на основе смартфона. Практическая значимость: полученные результаты позволяют при создании 3D-контента выбирать значения экранных параллаксов, гарантирующих отсутствие дискомфорта, эффекта двоения и других нежелательных артефактов. Технологии демонстрации стереоскопических изображений могут быть использованы для релаксации людей, пребывающих в замкнутых пространствах, например экипажей космических кораблей, подводных лодок и т. п., где клаустрофобия является одним из факторов, ограничивающих допустимое время работы.