ОБЛОМОВ ПРОТИВ ШТОЛЬЦА: РУССКОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТРУДЕ
Статья посвящена контрастивному описанию и анализу европейской и русской картин мира в области представлений о работе и труде.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
М.К. Голованивская
ОБЛОМОВ ПРОТИВ ШТОЛЬЦА:
РУССКОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТРУДЕ
Статья посвящена контрастивному описанию и анализу европейской
и русской картин мира в области представлений о работе и труде. <...> Существует расхожий стереотип: русские не умеют и не любят
работать, они безынициативны, созерцательны, глубоко демотивированы
на уровне национального характера, в них много рабского,
и связано это с монголо-татарским игом, крепостным правом, неудавшейся
буржуазной революцией, многодесятилетней социалистической
историей. <...> Европейцы работают добросовестно, много,
хорошо, инициативно, протестантская этика определила их ценности,
особенное отношение к труду, и поэтому Европа процветает1. <...> Итак, всем известно, что европейское представление о работе и
труде, как и многие другие понятия европейской картины мира,
мощно опирается на античный субстрат, на два латинских понятия,
завоевавшие Европу вместе с римскими легионерами, — labor и opus. <...> Обычно в этой связи принято утверждать, что античность презирала
труд, делегировала его рабам, считавшимся чуть ли не неодушевленными
существами, исходит античность из представления о
долге свободного гражданина, рожденного по Аристотелю, политическим
существом для предавания досугу, понимаемому как
Голованивская Мария Константиновна — докт. филол. наук, профессор кафедры
региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения
МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> Рабская душа России: проблемы нравственного мазохизма
и культ страдания. <...> Иными словами, его удел посвящать свое время
учености, беседам, школе в высоком смысле этого слова и прежде
всего философской школе. <...> А труд πωνο имел и второй смысл, тесно
сплетавшийся в сознании древних греков с первым, — тягость,
страдание, несчастье, бедствие. <...> Физический труд — мука и боль,
удел несвободных и низших, тяжкое и нечистое занятие, унижающее
человека и приближающее его к скотине2. <...> Сизиф и его <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: