Методология юридических наук: неокантианский подход
В статье рассматриваются проблемы методологии науки на рубеже XIX– XX вв. с позиции неокантианской философии права (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Б. А. Кистяковский); в частности, раскрываются аспекты разграничения «наук о природе» и «наук о культуре», классификации юридических наук.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Е. А. Фролова, доктор юридических наук, доцент кафедры теории государства
и права и политологии юридического факультета МГУ*
МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК:
НЕОКАНТИАНСКИЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются проблемы методологии науки на рубеже XIX–
XX вв. с позиции неокантианской философии права (В. <...> Б. А. Кистяковский); в частности, раскрываются аспекты разграничения «наук
о природе» и «наук о культуре», классификации юридических наук. <...> Вопрос классификации юридических наук связан с проблемой
классификации наук вообще — систематизации человеческого знания,
отражающей в себе понимание мировых явлений. <...> В рамках исследования необходимо уяснить, к какому высшему, более
общему классу явлений относится право, какие есть другие виды
того же рода, с какими науками правоведение находится в отношениях
логического соседства, соподчинения и каковы границы между
ними, а с какими — в отношениях подчинения и др. <...> 1
Наибольший вклад в постановку и решение этих задач был
внесен методологией неокантианства. <...> Представители критической
философии под классификацией наук понимали систематизацию <...> С помощью образования научных понятий создается
система человеческого знания: определяется надлежащее расположение
и отношение друг к другу знаний в пределах отдельных наук,
разных дисциплин. <...> По мнению одного из основоположников
баденской школы неокантианства В. <...> Суть опытных наук состоит в констатации
фактов с помощью органов чувств. <...> По мнению немецкого философа, такая форма деления опытных
наук неудачна. <...> Науки о природе открывают общие законы,
их цель — общее аподиктическое суждение; науки о духе показывают
отдельные исторические факты, их цель — суждение единичное, ассерторическое5
.
Таким
образом, «опытные науки ищут в познании реального
мира либо общее в форме закона природы, либо единичное в его
исторически обусловленной форме; они исследуют, с одной стороны,
неизменную форму реальных событий, с другой — их однократное <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: