ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАФОРЫ И МЕТОНИМИИ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА (ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Особенности поэтики Б. Пастернака многие исследователи видят в специфике восприятия поэтом действительности, в котором ведущую роль играет индивидуальное ассоциативное мышление. Данная статья посвящена исследованию взаимодействия в поэтических текстах Б. Пастернака двух основных видов тропов, основанных на ассоциативных связях: метафоры и метонимии. Затрагивается взаимодействие эти тропов и с другими выразительными средствами, которые принимают участие в формировании образа внутри метафоро-метонимического взаимодействия или же рядом с ним, например, сравнительными и другими осложняющими конструкцию оборотами. Авторы показывают, что каждый случай подобного взаимодействия выражает какие-либо семантические особенности отображения в тексте действительности (и значит, особенности ее восприятия автором), ассоциативного сближения различных ее фрагментов. В каждой единице взаимодействия метафоры и метонимии отмечено пересечение каких-либо двух параметров, каждый их которых отображает определенную денотативную сферу. Авторы выделяют пять параметров метафоро-метонимического взаимодействия, которые составляют разные пары, пересекаясь в контексте: звуковой, зрительный, эмоциональный, интеллектуальный, физический. Таким образом, обнаружены следующие типы пересечения: эмоционально-зрительное, эмоционально-звуковое, эмоционально-интеллектуальное, эмоционально-физическое, зрительно-звуковое, зрительно-интеллектуальное, зрительно-физическое, интеллектуально-звуковое, интеллектуально-физическое, физически-звуковое.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,44
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАФОРЫ И МЕТОНИМИИ
В ПОЭЗИИ Б. <...> Пастернака многие исследователи
видят в специфике восприятия поэтом действительности, в котором ведущую
роль играет индивидуальное ассоциативное мышление. <...> Пастернака двух
основных видов тропов, основанных на ассоциативных связях: метафоры и
метонимии. <...> Затрагивается взаимодействие эти тропов и с другими выразительными
средствами, которые принимают участие в формировании образа
внутри метафоро-метонимического взаимодействия или же рядом с ним, например,
сравнительными и другими осложняющими конструкцию оборотами. <...> Авторы показывают, что каждый случай подобного взаимодействия выражает
какие-либо семантические особенности отображения в тексте действительности
(и значит, особенности ее восприятия автором), ассоциативного сближения
различных ее фрагментов. <...> Авторы выделяют пять
параметров метафоро-метонимического взаимодействия, которые составляют
разные пары, пересекаясь в контексте: звуковой, зрительный, эмоциональный,
интеллектуальный, физический. <...> А значит, задача исследователя при
описании идиостиля – «связать такое описание с целевой установкой
поэта в его поисках средств образного выражения, с его,
поэта, мироощущением, “образом мира”» [Григорьев 1990: 3]. <...> Пастернака многие исследователи видят в специфике восприятия
поэтом действительности, в котором ведущую роль играет
индивидуальное ассоциативное мышление. <...> Анализ показал, что каждое подобное взаимодействие выражает
какие-либо семантические особенности ассоциативного
сближения различных фрагментов действительности. <...> Исходя из них было выявлено 10 типов пересечения
по данным параметрам. <...> Метафоро-метонимическое взаимодействие
огромность
квартиры, наводящей грусть являет собой эмоциональнозрительный
тип пересечения. <...> Контекстный отрывок из стихотворения
«Волны»:
Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть. <...> Сочетание в огромность квартиры <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: