ПОНЯТИЕ ВОЛИ В РАННЕМ И ПОЗДНЕМ ПЕРИОДАХ ФИЛОСОФИИ Л. ВИТГЕНШТЕЙНА
Целью данной статьи является прояснение различных аспектов природы воли, которые Витгенштейн рассматривает в «Логико-философском трактате» и в «Философских исследованиях».
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Ю.И. Чугайнова*
ПОНЯТИЕ ВОЛИ В РАННЕМ И ПОЗДНЕМ
ПЕРИОДАХ ФИЛОСОФИИ Л. ВИТГЕНШТЕЙНА <...> Целью данной статьи является прояснение различных аспектов природы
воли, которые Витгенштейн рассматривает в «Логико-философском
трактате» и в «Философских исследованиях». <...> Стоит сказать, что понятие «воля» не то понятие, которым маркируется
философия Витгенштейна, оно не является ключевым,
особенно если мы говорим о позднем периоде. <...> Мы попытаемся прояснить их место в философии Витгенштейна. <...> Придерживаясь
классического деления на ранний и поздний периоды
философии Витгенштейна, мы рассмотрим два различных
подхода к проблематике воли. <...> Конечно, это не означает полного
противопоставления раннего и позднего периодов, но в данном
случае обнаруживаются значительные различия — достаточно указать
на то, сколь различны философские традиции, оказывающие
влияние на концепт воли у Витгенштейна. <...> В «Логико-философском
трактате» — это Артур Шопенгауэр, а в «Философских исследованиях»
— вариант прагматизма Уильяма Джеймса. <...> Данная статья
в чем-то следует духу этой метафоры: нашей целью является наметить
направления, в которых продвигалась мысль Витгенштейна,
исследуя проблематику воли. <...> * Чугайнова Юлия Игоревна — аспирант кафедры философии языка и коммуникации
философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> : +7 (495)
939-50-52; e-mail: julia.chugainova@gmail.com
91
Принято считать, что афоризмы «Логико-философского трактата»,
посвященные соотношению мира и воли (афоризмы 5.631,
6.373, 6.374, 6.423, 6.43), являются витгенштейнианской рецепцией
идей Шопенгауэра. <...> Ранний Витгенштейн находится под влиянием
шопенгауэровской идеи о том, что «мир, каким он нам является,
есть выражение лежащей в основе реальности безличной, космической
воли» [H.-J. <...> Витгенштейн, конечно, не
копирует идею Шопенгауэра, но определенным образом перерабатывает
ее. <...> Понятие воли разводится в «Логико-философском
трактате» по двум разным направлениям: с одной стороны, то, что
связанно <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: