РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия/2016/№ 1/
В наличии за
60 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

«ЖИВОЙ» МУЗЕЙ КАК ИНТЕРТЕКСТ МОДЕРНИЗМА

В статье предлагается осмыслить поэтику модернизма и ее основания (философия времени и памяти А. Бергсона) на примере творчества ведущих авторов эпохи. Как образ культурной истории и идеал модернизма рассмотрена идея «живого» музея и ее эквиваленты (у О. Мандельштама, Т. Элиота, Э. Паунда, Х.Л. Борхеса, П. Флоренского, Н. Федорова). Модернистская интерпретация культурной истории соотнесена с рядом культурологических концепций ХХ в. (А. Кребер, М. Бахтин, Ю. Лотман). Модернизм как целостность представлен также через обращение к его критике в постмодернистском романе У. Эко «Имя розы», где образ Хорхе Бургосского является ссылкой на фигуру Х.Л. Борхеса. Творчество Борхеса трактуется как исчерпание модернистской идеи.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
О.М. Седых* «ЖИВОЙ» МУЗЕЙ КАК ИНТЕРТЕКСТ МОДЕРНИЗМА В статье предлагается осмыслить поэтику модернизма и ее основания (философия времени и памяти А. <...> Как образ культурной истории и идеал модернизма рассмотрена идея «живого» музея и ее эквиваленты (у О. Мандельштама <...> Модернистская интерпретация культурной истории соотнесена с рядом культурологических концепций ХХ в. <...> Модернизм как целостность представлен также через обращение к его критике в постмодернистском романе У. Эко <...> «Имя розы», где образ Хорхе Бургосского является ссылкой на фигуру Х.Л. Борхеса. <...> Творчество Борхеса трактуется как исчерпание модернистской идеи. <...> Манифестным для постмодернизма считается роман Умберто Эко «Имя розы» (1980). <...> В «Заметках на полях “Имени розы”» Эко будто уходит от вопроса, почему образ слепого библиотекаря-убийцы Хорхе Бургосского недвусмысленно отсылает к Хорхе Луису Борхесу (писатель работал библиотекарем, в 1955 г. возглавил Национальную библиотеку Аргентины, хотя к тому времени почти ослеп): «Все меня спрашивают, почему мой Хорхе и по виду и по имени вылитый Борхес и почему Борхес у меня такой плохой. <...> И все же за Хорхе, и романным, и реальным, стоит особая традиция, которую как в романе, так и в пределах провозглашаемой Эко поэтики представляется необходимым оставить позади: «…у Эко Хорхе — монах и живет в конце средневековья. <...> Идею такого музея-хронотопа можно рассмотреть как манифест модернизма и принцип модернистской поэтики. <...> Итальянские футуристы визуализировали идею становящейся длительности, изображая движущийся предмет в одновременности всех его состояний1. <...> Отталкиваясь от идей Бергсона, поэт предлагает собственное видение времени как культурной истории — принцип культурной синхронии, изложенный в статье «О природе слова» (1922), год выхода которой чрезвычайно плодотворен для модернизма (как год публикации «Улисса» Джойса, «Бесплодной земли» Элиота, «Мнимостей в геометрии» Флоренского, о которых <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: