РОССИЯ И ЭТОС КАПИТАЛИЗМА
В статье показывается, что историческое отношение России к этосу капитализма определялось ее культурным архетипом, в основании которого лежит этика солидарного, или соборного, человека. Образцы поведения, сформировавшиеся на основе названных архетипов, являются фундаментальными для русского этноса и русской культуры. Взаимное отталкивание этических начал общинной солидарности и «духа капитализма» происходило в России в условиях ее движения к промышленной стадии развитии. Этот процесс совершался в условиях усиливавшегося разобщения народа и элитарных групп. В поздний период истории СССР на формирование взаимоотношения мировоззрения потребительского общества капитализма и традиционной солидаристской этики русской культуры оказала негативное воздействие догматизация марксизма как теоретической базы мировоззрения. В этих условиях в обществе создавалась возможность для возрастания роли потребительского идеала и вносимого им этоса. Этим была снижена острота мировоззренческого противостояния «духу капитализма», имеющему европейское происхождение. Обосновывается вывод, что историческая самоидентификация России требует обращения к традиционной этике солидарного человека и соответствующей теории общественного развития.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА
В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА
УДК 101.1:316
РОССИЯ И ЭТОС КАПИТАЛИЗМА <...> В.В. Чешев
Томский государственный
университ
chwld@rambler.ru
В статье показывается, что историческое отношение России к этосу капитализма определялось
ее культурным архетипом, в основании которого лежит этика солидарного, или соборного, человека. <...> Образцы поведения, сформировавшиеся на основе названных архетипов, являются фундаментальными
для русского этноса и русской культуры. <...> Взаимное отталкивание этических начал общинной
солидарности и «духа капитализма» происходило в России в условиях ее движения к промышленной
стадии развитии. <...> Этот процесс совершался в условиях усиливавшегося разобщения
народа и элитарных групп. <...> В поздний период истории СССР на формирование взаимоотношения
мировоззрения потребительского общества капитализма и традиционной солидаристской этики
русской культуры оказала негативное воздействие догматизация марксизма как теоретической базы
мировоззрения. <...> В этих условиях в обществе создавалась возможность для возрастания роли потребительского
идеала и вносимого им этоса. <...> Этим была снижена острота мировоззренческого противостояния
«духу капитализма», имеющему европейское происхождение. <...> Обосновывается вывод,
что историческая самоидентификация России требует обращения к традиционной этике солидарного
человека и соответствующей теории общественного развития. <...> Драматический
финал «русского коммунизма» и попытка
тотальной замены традиционных ценно20
стей
на суррогат «общечеловеческих» заставляет
вновь и вновь обращаться к вопросу
о взаимоотношениях России и капитализма
в его социальном и этическом
измерениях. <...> Россия и этос капитализма
сии является проблема взаимоотношения
элиты и народной среды, т. е. проблема,
не получившая необходимого решения
в советский период и остро заявляющая
себя в постсоветской фазе развития? <...> При
этом придется принять <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: