К ПРОБЛЕМЕ ПЛАГИАТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МАССОВОЙ МУЗЫКЕ
Проблема плагиата в популярной музыке рассматривается с позиций, которые уводят от его негативной оценки. Выясняются особенности терминологии, причины неясной атрибуции плагиат/не плагиат. Случаи заимствований в массовой музыке обсуждаются через понятие интертекстуальности, которое ранее было принято распространять только на образцы академического пласта. Автор настаивает на необходимости особых подходов к плагиату в массовой (популярной) музыке: здесь неприемлем инструментарий академического, композиторского искусства с его индивидуально-авторским, революционным типом творчества (терминология В. Мартынова). Большинство текстов массовой традиции вернее относить к музыке некомпозиторской, для которой специфичен внеличный, канонический тип творчества. Здесь абсолютно нормальны низкий уровень новизны, формульное (бриколажное) мышление, стремление достигнуть шлягерного «архетипа». Указываются наиболее активные моменты в истории отечественного плагиата (эпохи «железного занавеса», перестройки) и причины, способствовавшие обилию «перепевов» западных образцов. В настоящее время случаи плагиата и самоплагиата вызывают активный интерес и со стороны музыкантов-профессионалов, и обывателей.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ
УДК 304.44; 7.061
К ПРОБЛЕМЕ ПЛАГИАТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
МАССОВОЙ МУЗЫКЕ <...> М.И. Глинки
antikostin@mail.ru
Проблема плагиата в популярной музыке рассматривается с позиций, которые уводят от его
негативной оценки. <...> Выясняются особенности терминологии, причины неясной атрибуции плагиат/не
плагиат. <...> Случаи заимствований в массовой музыке обсуждаются через понятие интертекстуальности,
которое ранее было принято распространять только на образцы академического пласта. <...> Автор настаивает на необходимости особых подходов к плагиату в массовой (популярной) музыке:
здесь неприемлем инструментарий академического, композиторского искусства с его индивидуально-авторским,
революционным типом творчества (терминология В. Мартынова <...> Большинство
текстов массовой традиции вернее относить к музыке некомпозиторской, для которой специфичен
внеличный, канонический тип творчества. <...> Указываются
наиболее активные моменты в истории отечественного плагиата (эпохи «железного занавеса»,
перестройки) и причины, способствовавшие обилию «перепевов» западных образцов. <...> DOI: 10.17212/2075-0862-2015-2.1-126-136
Упреки в адрес массовой музыки во вторичности
ее языковых средств, в тривиальности,
плагиате стали традиционными; об
этом, как правило, заявляют все, кто касается
проблематики «третьего пласта» (термин <...> Академическое музыкознание
не избегает возможности, говоря
о массовой культуре (в большей степени
о поп-музыке и эстраде, в меньшей степени
– о джазе и роке), напомнить о нескрываемом
использовании и бесконечном повторе
клишированных («избитых») оборотов. <...> Принято считать, что композиторское
творчество принципиально направлено на
оригинальность и самобытность и характеризуется
буквально фобией быть в сво126
их
образцах на что-то похожим1
, тогда как
масс-культурный пласт, напротив, считает
нормой тиражирование удачных фрагментов
и целых композиций (шлягеров). <...> Во-вторых, необходимо привести случаи
заимствований <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: