ВДАЛИ ОТ СОЦИАЛИЗМА. ШКОЛА «ВСЕЕДИНСТВА» НА ПУТИ К ИДЕОЛОГИИ
Антропология С.Л. Франка строится антиномистически. Мыслитель видел в человеке свободное, трансцендирующее (самоопределяющееся) и медиумичное существо: человек может самоопределяться в отношении Бога, но реализует только то содержание, которое он находит в сфере сакрального, в духовной реальности. Своей активностью человек стремится потенцировать условия жизни и тем самым актуализировать себя. В этом случае человек не может довольствоваться никакими наличными условиями, он постоянно их субъективирует и использует для противопоставления миру. Это определение человека как «отрицательной бесконечности». Дуализм человеческого существует в несовпадении Богочеловеческой и природно-стихийной стороны и в различии человека как индивида и человека как родового существа. Это проявляется в осознании себя либо как «я», либо как «мы». Если человек открывает себя как «мы», то Бог есть благодать, внутреннее содержание его самого. Человек как «я» обнаруживает Бога как закон, чуждую и подчиняющую сверхчеловеческую инстанцию. От человека зависит, открывается ли Бог ему как трансцендентное или же имманентное начало его жизни, созидающее человека как «положительную бесконечность». Это приводит к двойственности общества, которая проявляется в несовпадении его онтологической основы и социальной эмпирии, причем «я» санкционирует конфликт индивидов, а «мы» – их единство. Анархическое «я» деформирует «мы», и идеальная основа общества превращается в репрессивный социальный механизм. Моральное и религиозное единство людей ведет к преодолению объективного порядка как продукта эгоизма и несогласия, и идеалом общества становится непринудительная духовная связь. Идеал антропологического совершенства, понимаемый как рост добра, формулируется антиномически. С.Л. Франк одновременно принимает и идею апокатастазиса, и идею индивидуального спасения.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
УДК 17.033
ВДАЛИ ОТ СОЦИАЛИЗМА. <...> ШКОЛА «ВСЕЕДИНСТВА»
НА ПУТИ К ИДЕОЛОГИИ
Статья первая <...> О.И. Ивонина
Новосибирский государственный
университет экономики и управления
ivonin@ngs.ru
ivonina@ngs.ru
Антропология С.Л. <...> Мыслитель видел в человеке свободное,
трансцендирующее (самоопределяющееся) и медиумичное существо: человек может самоопределяться
в отношении Бога, но реализует только то содержание, которое он находит в сфере
сакрального, в духовной реальности. <...> Дуализм человеческого существует в несовпадении Богочеловеческой и природно-стихийной
стороны и в различии человека как индивида и человека как родового существа. <...> Человек как «я» обнаруживает Бога как закон, чуждую и
подчиняющую сверхчеловеческую инстанцию. <...> От человека зависит, открывается ли Бог ему как
трансцендентное или же имманентное начало его жизни, созидающее человека как «положительную
бесконечность». <...> Это приводит к двойственности общества, которая проявляется в несовпадении
его онтологической основы и социальной эмпирии, причем «я» санкционирует конфликт индивидов,
а «мы» – их единство. <...> Моральное и религиозное единство людей
ведет к преодолению объективного порядка как продукта эгоизма и несогласия, и идеалом общества
становится непринудительная духовная связь. <...> Идеал антропологического совершенства, понимаемый
как рост добра, формулируется антиномически. <...> С.Л. Франк одновременно принимает и
идею апокатастазиса, и идею индивидуального спасения. <...> Школа «всеединства» ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Такая метафизическая схема позволяла
автору более обоснованно настаивать
на компромиссе идеи автономной личности
и объективного социального порядка. <...> Мыслитель одновременно
видел в человеке свободное,
трансцендирующее (самоопределяющееся)
и медиумичное существо: человек может
различным образом самоопределяться в отношении
Бога, но реализует только то содержание,
которое <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: